"КОМЕДИ ФРАНСЕЗ"
(ComedieFrancaise)
(офиц. назв. - "Театр Франс е", "Theatre-Francais"), старейший нац. театр
Франции. Осн. в 1680 в Париже по указу Людовика XIV, объединившему театр
Мольера (ранее слившийся с театром "Маре") и театр "Бургундский отель".
В труппу вошли М. Шанмеле, М. Барон, Ш. Лагранж, А. Бежар и др. Обладая
монополией на исполнение лит. драмы и получая дотацию, позволявшую приглашать
лучших актёров, "К. Ф." завоевал славу крупнейшего театра Франции. Однако
развитие "К. Ф." тормозилось консервативными позициями королев, двора.
В течение 18 в. в театре происходил процесс размежевания между придворнодворянской
и демократическо-просветительской тенденциями классицизма. "Вольтеровские"
актёры А. Лекуврёр, М. Дюмениль, И. Клерон, А. Л. Лекен, сохраняя классицистские
нормы, стремились к психологич. оправданности декламации, сценич. поведения.
В годы Великой франц. революции "К. Ф." наз. "Театром Нации". Политич.
борьба внутри театра во время революции привела к расколу труппы. Актёры
Ф. Ж. Тальма, Ж. Б. Дюгазон, Ф. М. Р. Вестрис оставили "К. Ф." и организовали
"Театр Республики". В 1799 обе части труппы вновь объединились, и театр
получил прежнее название. В канун Июльской революции 1830 на сцене "К.
Ф." ставились прогрессивные романтич. драмы В. Гюго. Героич. тема с большой
силой прозвучала перед революцией 1848 в творчестве актрисы Э. Рашель.
С 20-х гг. 19 в. на сцене "К. Ф." утвердились пьесы, где романтич. героике
противопоставлялось прославление бурж. морали (Э. Скриб, в 40-50-е гг.
- Э. Ожье, А. Дюма-сын, В. Сарду). Крупнейшие актёры театра в 19
- нач. 20 вв. - Жорж, Марс, Сара Бернар, Ж. Муне-Сюлли.
Реалистич. традиции развивались гл.
обр. комедийными актёрами - Э. Ф. Ж. Го, Б. К. Кокленом и др. В конце 19
- нач. 20 вв. в "К. Ф." стали ставиться произв. драматургов критич. реализма
- А. Бека, А. Франса, Ж. Ренара, позднее Э. Фабра и др. В 1930-е гг. здесь
работали режиссёры Ж. Копо, Л. Жуве, Ш. Дюллен, Г. Бати. В "К. Ф." сформировалось
творчество крупнейших актёров и режиссёров совр. франц. театра - М. Бель,
Ж. Йоннеля, Б. М. Ж. Бови, Б. Бретти, Ж. Л. Барро, М. Рено, П. Дюкса и
др. Верность классич. традициям препятствовала проникновению в театр формалистич.
декадентских течений. В репертуаре "К. Ф." широко представлены произв.
П. Корнеля, Ж. Расина, Мольера, П. Мариво, П. Бомарше, А. Мюссе и др. Среди
ведущих актёров театра (1950-60-е гг.) - Ж. Мейер, М. Эсканд, Л.
Сенье, Ж. Берто и др. Театр гастролирует за границей (в 1954, 1964; 1969,
1973 выступал в СССР).
Лит.: Мокульский С., История
западноевропейского театра, т. 2, М.- Л., 1939; Бояджиев Г. Н., Театральный
Париж сегодня, [М.], 1960; История западноевропейского театра, т. 3, 5,
М., 1963-70; Valmy-Baysse J., Naissance et vie de la Comedie-Francaise,
P., 1945; В г е tt у В., La Comedie-Francaise a 1'envers, P., [1957].
Е. Л. Финкельштейн.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я