КОМЕНСКИЙ

КОМЕНСКИЙ (Komensky, Comenius)
Ян
Амос (28.3.1592, Нивнице, Юж. Моравия,-15.11.1670, Амстердам), чешский
педагог-гуманист, обществ, деятель. Род. в семье члена протестантской общины
Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе,
в
1608-10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском
ун-те, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии-"Театр всех вещей"
(1614-27) и начал работу над полным словарём чеш. яз. ("Сокровищница
чешского языка", 1612-56). В 1614 К.- учитель братской школы в Пршерове.
В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения -Т.
Кампанеллы,
X. Вивеса и др. В 1627 К. приступил к созданию труда по дидактике
на чеш. яз. В связи с гонениями со стороны католиков К. эмигрировал в Польшу
(г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою "Дидактику"
на чеш. яз. (1632), а затем переработал её и перевёл на лат. яз., назвав
"Великой дидактикой" (1533-38), подготовил неск. учебников: "Открытая дверь
к языкам" (1631), "Астрономия" (1632), "Физика" (1633), написал первое
в истории руководство для семейного воспитания- "Материнская школа" (1632).
К. усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему),
к-рые вызвали большой интерес европ. учёных.


В 40-е гг. опубликовал ряд учебников.
В 1650 К. был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично
реализовать свою идею устройства пансофич. школы. Науч. обоснование её
принципов, уч. план, распорядок дня были изложены К. в сочинении "Пансофическая
школа" (1651).


Стремясь оживить преподавание и пробудить
в детях интерес к знаниям, К. применил метод драматизации уч. материала
и на основе "Открытой двери к языкам" написал ряд пьес, составивших книгу
"Школа-игра" (1656). В Венгрии К. закончил первый в истории иллюстрированный
учебник "Мир чувственных вещей в картинках" (1658), в к-ром рисунки являлись
органич. частью уч. текстов. Переехав в Амстердам, К. продолжал работу
над начатым ещё в 1644 капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении
дел человеческих", в к-ром дал план реформы человеческого общества. Первые
2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены
в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на лат. яз. в Праге в 1966.
Итог своей долгой жизни К. подвёл в сочинении "Единственно необходимое"
(1668). По своим филос. взглядам К. был близок к материалистич. сенсуализму,
к-рый самому К. представлялся философией простого народа. Признавая три
источника познания - чувства, разум и веру, К. гл. значение придавал органам
чувств. В развитии познания он различал 3 ступени - эмпирич., науч. и практическую.
К. считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать
детей в духе гуманизма.


Вместе с тем в определении цели воспитания
у К. отчётливо чувствуется влияние релит, идеологии: он говорит о подготовке
человека к вечной жизни.


Исходя из познаваемости мира, К.
считал познаваемыми и все явления, связанные с пед. процессом, делал вывод
о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть
природы, то, по мнению К., он должен подчиняться общим её законам и все
пед. средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природ
осооб разности воспитания, по К., предполагает изучение законов духовной
жизни человека и согласования с ними всех пед. воздействий.


Вопросы воспитания и обучения К.
рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как
теорию образования и обучения и как теорию воспитания. К. призывал давать
всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать
всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом
латинскому - как языку науки, культуры того времени.


В уч. методе, к-рый К. толковал расширительно,
самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у К. вытекали
и осн. требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше,
уч. материал должен соответствовать возрасту учеников. К. был убеждён в
том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении
надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперёд, следуя
от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному,
добиваясь того, чтобы уч-ся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения.
К. полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравств.
качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он
понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравст.
воспитании он отводил примеру взрослых, систематич. приучению детей к полезной
деятельности и к выполнению правил поведения.


Стремясь сделать образование доступным
всем детям, К. разработал классноурочную систему обучения, к-рая заменила
индивидуальную. К. разработал единую школьную систему: материнская школа
(воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка
для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов
геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство
с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных уч-ся
с 12 до 18 лет - лат. школа или гимназия (в уч. план гимназии К. вводил
наряду с традиционными "семью свободными искусствами" естествознание,
историю, географию). К. изменил и содержание самих "свободных
искусств", связав их с практич. потребностями и подняв до уровня современной
ему науки. Наконец, в каждом гос-ве должна быть -академия - высшая школа
для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в "Чешской дидактике",
К. в "Пампедии" расширил, добавив к ней "школы зрелого возраста и старости",
в которых "преподаёт" сама жизнь.


Я. Коменский.


В большинстве пед. работ К. содержатся
высказывания об учителе, а в "Пампедии" есть спец. глава. Учитель, по К.,
должен владеть пед. мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоят,
мысль уч-ся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.


К. оказал огромное влияние на развитие
мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактич. положения
вошли в совр. теорию обучения.


Соч.: Dilo, sv. 1 - 2, 17, Praha,
1969 - 71 (изд. продолжается); Listy pfatelum a pfiznivcum, Praha, [1970];
в рус. пер.- Избр. соч., ч. 1 - 3, Ревель, 1892 - 97; Избр. педагогические
сочинения, 2 изд., ч. 1 - 2, М.. 1902 - 11; Избр. педагогические сочинения,
т. 1 - 3, М., 1939 - 41; Избр. педагогические сочинения, М., 1955; Видимый
свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках
представлен с реестром самых нужнейших российских с тов. М., 1768.


Лит.: Красновский А. А., Я.
А. Коменский, М., 1953; Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посвященной 300-летию
опубликования собрания дидактических трудов Я. А. Коменского (13 -14 декабря
1957 г.), М., 1959; Альт Р., Прогрессивный характер педагогики Коменского,
пер. с нем., М., 1959; Лордкипанидзе Д., Ян Амос Коменский, М., 1970; К
v а с а 1 a J., J. A. Comenius. Sein Leben und seine Schriften, В., 1892;
H e у b e rg e r A., J. A. Comenius (Komensky). Sa vie et son oeuvre d'education,
P., 1928; N ov a k J., H e n d r i с h J., J. A. Komensky. Jeho zivot a
spisy, Praha, 1932; Young R. F., Comenius in England, Oxf., 1932; Kopecky
J., PatockaJ., К у г a s e k J., J. A. Komensky. Nastin zivota a dila,
Praha, 1957; К u r d yb а с h a i., Dziatatnosc Jana Amosa Komeriskiego
w Polsce, Warsz., 1957; Sesja naukowa w Lesznie w czterechsetna
rocznica powstania Gimnazjum i w trzechsetna wydania "Opera didactica omnia"
J. A. Komeriskiego, red. Kurdbacha, Wroclaw - Warsz., 1957; Soupis del
J. A. Komenskeho v ceskqslovenskych knihovnach, archived, a musejich, Praha,
1959; S с h a 1 1 e r K., Die Padagogik des Johann Amos Comenius und die
Anfange des padagogischen Realismus im 17. Jahrhundert, HcUb., 1962;"Acta
Comeniana", Archiv pro badani о zivote о dile Jana Amose Komenskeho, t.
25, Praha, 1969; Floss P., J. A. Komensky. Od divadla veci k dramatu cloveka,
Ostrava, 1970; К оz i k F., Svetlo v temnotach. Bolestny a brdinsky zivot
J. A. Komenskeho, [Praha, 1970]; fc i b r t C., Bibliografie ceske historie,
t. 5, Praha, 1912, c. 17324-30638. A.M. Пискунов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я