КОМИССАРЖЕВСКАЯ

КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Фёдоровна
[27.10(8.11).1864, Петербург,-10(23).2.1910, Ташкент], русская актриса.
Дочь Ф. П. Комиссаржевского. Брала уроки сценич. иск-ва у В. Н.
Давыдова.
В
сезоне 1888-89 дебютировала на любительской сцене в Петербурге; в 1890-1891
выступала в Москве в спектаклях Общества искусства и литературы
(Бетси-"Плоды
просвещения" Л. Н. Толстого, и др.). Работала в труппе Н. Н. Синельникова
в Новочеркасске, К. Н. Незлобина в Вильнюсе. С успехом играла в комедиях
и водевилях с пением. Драматический талант актрисы проявился в пьесах Г.
Зудермана (Рози - "Бой бабочек"), А. Н. Островского (Лариса - "Бесприданница")
и
др. Приглашённая в 1896 в петерб. Александрийский театр, К. стала ярчайшей
выразительницей новых художественных устремлений своего времени. Её мятежное,
проникнутое поисками нравственного идеала иск-во отражало настроения и
чаяния предреволюционных лет. Этапной для артистического развития К. и
всего рус. театра стала роль Нины Заречной в пьесе "Чайка" А. П. Чехова
(1896). В К., игра к-рой отличалась особой драматич. глубиной, трепетностью,
тонкостью, Чехов увидел родственного себе художника, владеющего новыми
средствами сценической выразительности.
Стремясь утвердить свою
актёрскую тему - тему протеста и активного вмешательства в жизнь, К. мечтает
о создании театра передового совр. репертуара. В 1902 она оставляет Александрийский
театр и после двухлетних гастролей в провинции открывает в 1904 в Петербурге
свой театр (см. Комиссаржевской театр).
Здесь она с огромным подъёмом
выступает в пьесах М.Горького (Варвара Михайловна - "Дачники", Лиза - "Дети
солнца"), драмах Г. Ибсена (Нора - "Кукольный дом"), утверждая
своим иск-вом ценность человеческой личности, отвергая пошлость бурж. морали.
К. становится любимой актрисой демократич. интеллигенции. Она организует
концерты (выступала с чтением "Песни о Соколе" и "Песни о Буревестнике"
Горького, и др.), сборы с к-рых отдаёт на нужды революц. кружков,
на помощь студенческому движению. Поиски в области условного символистского
театра, осуществлявшиеся К. вместе с В. Э. Мейерхольдом в 1906-07, привели
к острому противоречию между режиссёром и актрисой (новой значительной
работой К. стала только роль Беатрисы - "Сестра Беатриса" М. Метерлинка).
После разрыва с Мейерхольдом К. гастролировала в Сев. Америке (1908),
затем по городам России (1908-10). Несмотря на успех этих гастролей, для
неё наступает период сомнений, метаний, отчаяния. Состояние совр. театра
её не удовлетворяет. В 1909 К. принимает решение оставить сцену и отдать
себя делу воспитания нового актёра,созданию нового театра через школу-студию.
Не успев приступить к осуществлению своих замыслов, К. умерла во время
гастрольной поездки от чёрной оспы.


Лит.: Марков П., В. Ф. Комиссаржевская,
М., 1950; В. Ф. Комиссаржевская. Письма актрисы. Воспоминания о ней. Материалы,
Л. -М.. 1964; О Компссаржевской. Забытое и новое. Воспоминания. Статьи.


В. Ф. Комиссаржевская в ролях: слева-
Нина Заречная ("ЧаГжа" А. П. Чехова); справа-Лариса("Бесприданница"

А. Н. Островского).


В. Ф. Комиссаржевская.


Письма, М., 1965; Д у б н о в а Е.,
М. Горький и театр В. Ф. Комиссаржевскои, в кн.: Горьковские чтения.
К 100-летию со дня рождения писателя, М., 1968; Р ыб а к о в а Ю., Коыиссаржевская,
[Л., 1971]. Т. М. Родина.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я