КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ

КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ сельскохозяйственными
продуктами в СССР, разновидность колхозной торговли. Экономич. основой
её является общественное произ-во колхозов, а также личное подсобное х-во
колхозников. Осуществляется потребительской кооперацией, к-рая принимает
с.-х. продукты на комиссию от колхозов по ценам согласно договорённости
(причём им выплачивается сразу 100% договорной цены), а у колхозников закупает
их по ценам местных рынков. Договорные цены, как правило, ниже цен местных
рынков. За сбыт продукции с колхозов взимаются комиссионные сборы. К. т.
введена в 1953, в соответствии с пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 23 окт.
1953 "О мерах дальнейшего развития советской торговли". Центросоюзу вменялось
в обязанность организовать приём свободных товарных ресурсов от колхозов
и колхозников для продажи их на колхозных рынках. Данные, характеризующие
динамику объёма розничного товарооборота потребительской кооперации по
продаже с.-х. продуктов, закупленных и принятых на комиссию, и объёма продажи
с.-х. продуктов на колхозном рынке (без оборота потребительской кооперации),
приведены в следующей таблице.




















































1960


1965


1971


Объём розничного
товарооборота комиссионной торговли*


0,75


1,1


1,5


Объём продажи
с.-х. продукции на колхозном внедеревенском рынке*


3,7


3,6


4,1


Доля комиссионной
торговли в обороте внедеревенского рынка, %


20,3


30,6


36,6


* В млрд. руб., в ценах соответствующих
лет.


Колхозы после выполнения обязательств
по продаже с.-х. продукции гос-ву могут в плановом порядке путём заключения
договоров с орг-циями потребительской кооперации сбывать свободные товарные
ресурсы с.-х. продуктов. Закупка орг-циями потребительской кооперации излишков
с.-х. продуктов у населения представляет собой более организованный вид
торговли по сравнению с продажей товаров колхозниками на колхозном рынке.
Преимущества этой формы торговли состоят в том, что колхозы и особенно
колхозники освобождаются от затрат труда и времени, связанных с перевозкой
и продажей продуктов на рынке; расширяется радиус доставки продукции; на
реализуемые товары сохраняются более устойчивые цены, чем на колхозном
рынке. К. т. способствует ослаблению сезонности в торговле, снижению издержек
обращения, повышению культуры торг, обслуживания, улучшению ассортимента
товаров.


В др. социалистич. странах К. т.
с.-х. продуктами развита в Венгрии, Болгарии, Польше, Чехословакии, Румынии
и Монголии, но имеет свои особенности. Б. Я. Пономаренко.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я