КОМИТЕТЫ
и <ОБЩЕСТВА ГРАМОТНОСТИ
в
России, общественные просветительные орг-ции, ставившие своей целью содействие
начальному нар. образованию. К. и о. г. были своеобразными центрами пед.
деятельности, проникнутой демократич. тенденциями.
В 1861 возник С а н к т-П етербургский
комитет грамотности при Вольном экономическом обществе. К-т выступил
инициатором открытия школ для подготовки сел. учительниц. Созданная им
в Петербурге школа пользовалась большой популярностью (1863-67).
К-т проводил конкурсы на лучший учебник для начальной школы, предпринял
издание дешёвых нар. книг. Во время русско-турецкой войны 1877-78 к-т скомплектовал
ок. 450 бесплатных библиотек для полков и лазаретов. В 1891-93 провёл сбор
средств для голодающих, организовал в 12 губерниях школьные столовыс. В
разное время в его работе участвовали Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, В.
Г. Короленко, Г. И. Успенский, В. В. Стасов, Н. А. Рубакин, А. М. Калмыкова,
П. П. Семёнов-Тян-Шанский, И. В. Вернадский, С. Ф. Ольденбург и др. Деятельность
комитета развивалась "в духе несогласия с видами правительства" (как отмечало
Мин-во внутр. дел), и в 1895 он был преобразован в Петерб. об-во
грамотности и подчинён Мин-ву нар. просвещения. В знак протеста 600 членов
к-та вышли из его состава.
Московский комитет грамотности, учреждён
в 1845 с целью "всенародного распространения грамотности на религиозно-нравственной
основе". В 1870-х гг. к-т установил связь с земствами по вопросам нар.
образования, открыл летние пед. курсы для нар. учителей. В нач. 1890-х
гг. при к-те был создан ряд комиссий, напр. Библиотечная комиссия, руководимая
В. П. Вахтеровым и Д. И. Тихомировым, комиссии, изучающие положение
учителей и учащихся, и др. В 1895 к-т был преобразован в Об-во грамотности
и подчинён Мин-ву нар. просвещения.
В 1869 возникло Харьковское об-во
распространения в народе грамотности, направившее свои усилия гл. обр.
на организацию общеобразоват. ежедневных и воскресных школ для народа.
Об-во оказывало материальную помощь нар. учителям. Аналогичная работа проводилась
Об-вом распространения грамотности среди грузин, к-рое было создано в Тбилиси
в 1879 при участии И. Т.Чавчавадзе. В 1882 возникли Киевское об-во
грамотности и Томское об-во попечения о нар. образовании, в 1886 Самарское
об-во поощрения образования. В конце 19 - нач. 20 вв. обществ, просветит,
орг-ции возникли во мн. городах России; общее число их к 1917 достигло
270.
К. и о. г. сыграли известную роль
в распространении грамотностл в народе. После Окт. революции 1917 с созданием
гос. системы народного образования прекратили своё существование.
Лит.: Протопопов Д. Д., История
Санкт-Петербургского Комитета грамотности
(1861 - 1895), СПБ, 1898; Диксон
К., К е т р и ц Б., Санкт-Петербургский комитет грамотности, СПБ, 1915;
Обзор деятельности Комитета грамотности, состоящего при императорском Московском
обществе се-тьского хозяйства, М., 1894; Исторический обзор деятельности
Харьковского Общества распространения в народе грамотности, М., 1911. Э.
Д. Днепров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я