КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
планомерное,
целеустремлённое и систематич. формирование всесторонне и гармонично развитой
личности в процессе построения социализма и коммунизма, составная часть
теории научного коммунизма.
До возникновения марксизма не было
целостной науч. теории воспитания всесторонне развитой личности. Вместе
с тем ещё др.-греч. мыслители выдвинули задачу сочетания умственного, нравственного,
эстетич. и физич. воспитания. Проблема всестороннего развития человека
разрабатывалась и в эпоху Возрождения. Ряд ценных идей о воспитании высказали
социалисты-утописты (см. Утопический социализм). Они подвергли резкой
критике бурж. мораль и систему воспитания, выдвинули идею общенародного
воспитания, согласно к-рой всё общество и каждый его институт должны представлять
собой школу воспитания. Большое значение в воспитании нового человека утописты
придавали морали и иск-ву; они впервые обосновали идею безрелигиозного
воспитания, отстаивали демократич. принципы образования равноправного,
бесплатного, всеобщего и светского; сформулировали идею о самовоспитании
народа в процессе творческого труда, о соединении образования с трудом.
Р. Оуэн сделал попытку практически соединить обучение с производит, трудом.
Утописты отстаивали идею всестороннего развития человека. Труд как условие
свободного воспитания индивидов обеспечивает, по мнению утопистов, разносторонность
и целостность индивидов. Однако социалисты-утописты не видели объективных
закономерностей возникновения коммунистич. общества, не смогли раскрыть
действительных путей формирования нового человека.
Науч. основы теории К. в. были разработаны
К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Классики марксизмаленинизма вскрыли
социальную природу воспитания и его классово-историч. характер, связали
воспитание людей с переустройством обществ, отношений, с активной ролью
людей в этом процессе. Они показали, что сущность человека - это совокупность
тех обществ, отношений, к-рые он застаёт при рождении и усваивает в процессе
обществ.-преобразующей деятельности. В процессе этой деятельности происходит
формирование обществ, сущности человека, его сознания, нравств. и эстетич.
чувств, самовоспитание человека. К. в. не имеет ничего общего с элитарной
точкой зрения на массу как на простой объект воспитания. Только в обществ.революц.
практике и воспитатель может быть воспитан. Маркс и Энгельс подвергли уничтожающей
критике бурж. систему воспитания, раскрыли её классовую сущность. По словам
Маркса, бурж. система нравств. воспитания сводится к вдалбливанию в сознание
людей бурж. принципов морали, оправдывающих неравенство людей, эксплуатацию
человека человеком. Все средства воспитания буржуазия направила на культивирование
в людях бурж. индивидуализма, стяжательства, властолюбия. На основе закономерностей
социально-исторического развития и анализа общественных потребностей Маркс
и Энгельс сформулировали цель К. в. как всестороннее гармоническое развитие
всех духовных и физических сил каждого члена общества. Маркс показал, что
природа крупной пром-сти уже в условиях капитализма создаёт потребность
и предпосылки для устранения бурж. системы разделения труда, для всестороннего
развития работника. Но капиталистические общественные отношения препятствуют
осуществлению этой потребности, воспроизводят уродующее человека социальное
разделение труда с его закостенелыми специальностями, с отрывом умств.
труда от физического, с расщеплением человеческой личности, превращением
индивида в частичного человека. Это глубокое противоречие может быть устранено
только в результате уничтожения частной собственности и установления нового,
социалистич. способа производства. Только в условиях коммунизма
создаётся возможность для всестороннего, гармонич. развития людей. Маркс
и Энгельс обосновали ведущий принцип воспитания людей коммунистич. общества
- соединения обучения с трудом. В новом обществе, писал Маркс, "... каждый
трудоспособный взрослый человек должен подчиняться общему закону природы,
а именно: чтобы есть, он должен работать, и работать не только головой,
но и руками" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 197).
Политехнич. образование, соединённое с производит, трудом, Маркс рассматривал
не только как одно из средств увеличения обществ, богатства, но и как "...
единственное средство для производства всесторонне развитых людей" (там
же, т. 23, с. 495). Члены коммунистического общества смогут в полной
мере овладеть богатствами культуры и утверждать себя как личности в деятельности,
творчестве, преодолев противоположность между рабочим и свободным временем.
Учение Маркса и Энгельса о К. в.
было развито Лениным. Строительство коммунистич. общества, писал Ленин,
приведёт "... к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых
и всесторонне подготовленных людей..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41,
с. 33).
Ленин конкретизировал и развил дальше
марксистский принцип соединения обучения с трудом. Он считал, что нельзя
себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производит,
трудом молодого поколения. Важную роль в воспитании всесторонне развитых
людей Ленин отводил политехническому образованию, которое должно осуществляться
в тесной связи с производит, трудом, с усвоением науч. знаний. Для того
чтобы строить коммунистич. общество, молодёжь должна неустанно учиться,
овладевать знаниями, к-рые выработало человечество на протяжении своего
историч. развития. В неразрывной связи с образованием Ленин считал необходимым
осуществлять воспитание подрастающего поколения в духе коммунистич. нравственности.
Ленин писал, что надо воспитывать всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном
труде, в духе коммунистич. организованности, умения подчинять свои интересы
интересам коллектива (см. там же, т. 41, с. 318).
В ходе социалистич. и коммунистич.
строительства в СССР и др. странах социализма на практике осуществляются
идеи К. в., у людей воспитываются такие качества, как преданность делу
коммунизма, непримиримость к эксплуатации и угнетению человека человеком,
коллективизм, гуманизм, социалистич. патриотизм, чувство интернациональной
солидарности, трудолюбие, личное достоинство. Сердцевиной К. в. является
формирование у широчайших масс трудящихся коммунистич. мировоззрения.
Овладение
теорией марксизма-ленинизма позволяет человеку выработать научные взгляды
на мир, осознать своё место и роль в происходящих событиях, давать им правильную
оценку и делать верные практические выводы, т. е. сознательно участвовать
в коммунистическом строительстве.
Формирование научного мировоззрения
предполагает выработку у людей гражданственности и ответственности, социальной
активности, стремления отдать свои силы общему делу.
Формирование научного мировоззрения,
коммунистич. убеждённости требует непримиримой борьбы против буржуазной
идеологии, против ревизионистских и реформистских теорий, правой и левой
разновидности оппортунизма, национализма.
Составной частью К. в. является атеистическое
воспитание. Освобождение духовных сил человека от религ. предрассудков
делает его непримиримым ко всякой мистике и суевериям, раскрепощает его
творческие силы.
К. в.- творческий процесс, связанный
с активным участием людей в строительстве коммунизма, с борьбой за новое
общество. Именно в трудовой деятельности достигается единство теории и
практики, знания превращаются в убеждения, становятся нормой повседневного
поведения, руководством к практической деятельности. Поэтому воспитание
коммунистического отношения к труду и общественной собственности, трудовое
воспитание является важнейшей задачей К. в. В труде формируются коммунистич.
мировоззрение п характер человека, новое отношение личности к обществу,
глубокое сознание обществ, долга, раскрываются способности и таланты людей.
"Строить новую дисциплину труда,подчёркивал Ленин,- строить новые формы
общественной связи между людьми, строить новые формы и приемы привлечения
людей к труду, это - работа многих лет и десятилетий" (там же, т. 40, с.
316). В СССР в результате коренных социальных преобразований у подавляющего
большинства советских людей сложились новые, социалистические взгляды на
труд, он становится для них смыслом жизни. Новые задачи коммунистического
строительства, необходимость соединить преимущества социализма с достижениями
научно-технической революции, всемерно интенсифицировать общественное производство,
резко улучшить его качественные показатели тесно связаны с повышением уровня
сознательности трудящихся, особенно в отношении к труду и общественной
собственности. Строительство коммунизма служит материальной основой для
перерастания социалистич. труда в труд коммунистический.
Формирование нового человека предполагает
воспитание в духе коммунистич. нравственности, впитавшей в себя основные
общечеловеческие моральные нормы, к-рые нар. массы выработали на протяжении
тысячелетий. В Программе КПСС сформулирован моральный кодекс строителей
коммунизма. Этот кодекс включает такие нравственные принципы, как преданность
делу коммунизма, любовь к социалистич. Родине, к странам социализма; добросовестный
труд на благо общества: кто не работает, тот не ест; забота каждого о сохранении
и умножении общественного достояния; высокое сознание общественного долга,
нетерпимость к нарушениям общественных интересов; коллективизм и товарищеская
взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; гуманные отношения между людьми:
человек человеку - друг, товарищ и брат; честность и правдивость, нравственная
чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; взаимное
уважение в семье, забота о воспитании детей; непримиримость к несправедливости,
тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; дружба и братство всех
народов СССР, нетерпимость к нац. и расовой неприязни; непримиримость к
врагам коммунизма, мира и свободы народов; братская солидарность с трудящимися
всех стран.
Таблица XLI
В. И. Ленин в президиуме заседания
1-го конгресса Коммунистического Интернационала. Москва. Кремль.
В. И. Ленин на заседании одной из
комиссий 2-го конгресса Коммунистического Интернационала. Москва. Кремль.
Таблица XLII
К cm. Коммунистический
Интернационал.
Коммунистическая мораль утверждается
в постоянной и бескомпромиссной борьбе с пережитками прошлого, с влиянием
бурж. идеологии. Не может быть победы коммунистич. морали без решительной
борьбы с такими её антиподами, как тунеядство, хищение обществ, собственности,
безыдейность, стяжательство, взяточничество, клевета, пьянство, хулиганство
и т. п.
Воспитательная работа Коммунистич.
партии, социалистич. гос-ва, общественности строится прежде всего на основе
мер убеждения. Однако она не исключает и мер принуждения по отношению к
нарушителям трудовой и гос. дисциплины, расхитителям социалистич. собственности,
т. е. ко всем антиобществ, элементам.
Важнейшей составной частью К. в.
является эстетическое воспитание, цель к-рого - воспитание творческих
способностей людей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и иск-ве,
обогащение духовной жизни человека. Эстетически развитый человек способен
наслаждаться красотой, творить по законам красоты, активно бороться со
всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого. В социалистич.
обществе сложилась и развивается специальная система художеств, образования
и воспитания широких нар. масс, приобщения их к различным формам эстетич.
деятельности .
К. в. включает в себя и физическое
воспитание, которое укрепляет здоровье, способствует росту трудовых
возможностей людей, совершенствует их нравственно-волевые качества, является
средством гармонического развития человека.
Воспитательная работа предполагает
также и самовоспитание. Требовательность к самому себе, к своему поведению,
способность к самодисциплине, самоорганизованности, умение, как говорил
Ленин, вырабатывать самому коммунистические взгляды - важнейшая сторона
формирования нового человека. В обществе зрелого социализма внимание к
вопросам самовоспитания возрастает. Социализм со всей остротой ставит вопрос
о внутренней ответственности человека, о личной гражданской совести, об
усвоении духовных и нравственных ценностей, о совершенствовании и самосовершенствовании
человеческой личности.
Формирование нового человека происходит
в неразрывной связи с созданием материально-технич. базы коммунизма и совершенствованием
социалистич. общественных отношений, постепенным перерастанием их в коммунистич.
отношения. Оно совершается в общественно-преобразующей деятельности людей,
строящих коммунистич. общество, в результате усвоения ими новых норм и
правил жизни в семье, школе, на производстве и т. д. Все гос. и общественные
организации, направляемые Коммунистич. партией, ведут постоянную культурно-воспитат.
работу, ускоряя формирование нового человека. К. в. подрастающих поколений
- основная задача системы учебных заведений. Главным фактором формирования
новой личности, новых отношений между людьми является трудовой коллектив.
Важную роль в К. в. трудящихся играют Советы и все органы социалистич.
гос-ва, комсомол, профсоюзы, кооперативные и др. массовые организации.
В условиях развитого социалистич. общества их роль в воспитании и мобилизации
трудящихся на решение задач хозяйственного и культурного строительства
всё более возрастает. Громадную роль в формировании коммунистического мировоззрения
человека, его нравственных убеждений, духовной культуры играют литература
и искусство. Важное место в идеологической работе Коммунистической партии
и государства занимает система партийного просвещения, деятельность культурно-просветительных
учреждений, печать, радиовещание, телевидение и т. д.
Руководящей и направляющей силой
в процессе К. в. является Коммунистич. партия Советского Союза. Владея
знаниями законов развития общества, она обеспечивает руководство всей работой
по строительству коммунизма и К. в. трудящихся.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
О воспитании и образовании. [Сб.], М., 1957; Ленин В. И., О воспитании
и образова" нии. [Сб.], М., 1968; Программа КПСС, М., 1961; Крупская Н.
К., Избр. педагогические произведения, М., 1957; Калинин М. И., 0 воспитании
и обучении. Избр. статьи и речи, М., 1957; Макаренко А. С., Соч. в 7 томах,
т. 5, М.. 1958; Основы коммунистического воспитания, 2 изд., М., 1964;
Ковалеве. М., Формирование нового человека, М., 1971.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я