КОММУТАТОР УПРАВЛЯЕМЫЙ
в электроприводе,
многопозиционный
бесконтактный переключатель, в к-ром рабочим элементом служит полупроводниковый
прибор (диод, транзистор или тиристор). К. у. широко применяют вместо коллекторно-щёточного
аппарата в электрических машинах: малой мощности - на диодах и транзисторах,
большой - на тиристорах. К. у. надёжны и имеют высокую скорость переключений
(св. 1 млн. в сек).
На рис. показана электрич. схема К. у. на тиристорах
(1-6). В вентильном электродвигателе Д обмотка якоря ОЯ расположена
на статоре и обмотка возбуждения ОВ - на полюсах вращающегося ротора.
Постоянный ток подводится к ОЯ через тиристоры, причём в каждый
момент времени через один тиристор из катодной (КГ) и один из анодной
(АГ)
групп, благодаря чему электрич. ток постоянно протекает по двум фазам
ОЯ. Частота переключения тиристоров определяет частоту вращения вала электродвигателя
(см. также Бесконтактная система управления электроприводом).
Электрическая схема тиристорного
коммутатора для питания вентильного электродвигателя от сети постоянного
тока: Д - вентильный электродвигатель? ОЯ-обмотка якоря; ОВ -
обмотка
возбуждения; Ккоммутатор; АГанодная группа; КГ - катодная
группа; U - пряжение питания; 1-6 тиристоры.
Лит.: Бесконтактные элементы
и системы телемеханики с временным разделением сигналов, М., 1964; Тнхменев
Б. Н., Трахтман Л. М., Подвижной состав электрических железных дорог, 3
изд., М., 1969. Ю. М. Иньков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я