КОМПАС

КОМПАС (в морском деле - компас)
(нем.
Kompass, итал. compasso, от compassare - измерять шагами), прибор для ориентирования
на местности. По принципу действия К. разделяют на: магнитные, в к-рых
используется свойство прямого постоянного магнита (магнитной стрелки) или
катушки с током при взаимодействии с магнитным полем Земли располагаться
вдоль магнитного меридиана в направлении север - юг; гироскопические, в
к-рых используется свойство быстро вращающегося ротора гироскопа сохранять
неизменным направление оси вращения и удерживать её при определённых условиях
в плоскости географич. меридиана (см.Гирополукомпас, Гирокомпас); астрономические,
в к-рых спец. устройство (пеленгатор) непрерывно следит за положением к.-л.
небесного светила (напр., Солнца), что позволяет при знании географич.
координат места нахождения определить направление географич. меридиана
(см. Астрономический компас); радиокомпасы - радиоприёмные устройства,
автоматически фиксирующие направление на радиомаяк (см. Радиокомпас,
Радиополукомпас).
К. применяется в морской и авиац. навигации (для
определения курса судна, самолёта, а также направлений на ориентиры),
в сухопутных путешествиях, в военном деле, геодезии и топографии, в горном
деле (см. Буссоль, Горный компас).


Судовой магнитный компас (д - внеш-1
ний
вид; б - поперечный разрез; в - крепление компаса): 1 - корпус
(котелок) компаса, герметически закрытый стеклом 2; 3 -
остриё (шпилька)
для установки картушки 4 (диска с полушаровым поплавком 5 в середине);
б - агатовая опора ("топка"); 7 - магнитная система компаса (из 4-6 магнитных
стрелок); 8 - объём, заполняемый жидкостью;
9 - груз для
увеличения остойчивости котелка; 10 - цапфы для крепления компаса
в кардановом подвесе; 11 - линейка-пеленгатор с укреплёнными на
ней предметной 12 и глазной 13 мишенью для наведения на ориентир;
15
-
шкафчик (нактоуз) для крепления компаса на палубе; 16-девиационный
прибор.


Старейшим и наиболее распространённым
прибором является магнитный К. Более 2 тыс. лет назад в Китае уже
применяли постоянный магнит для определения направления север - юг. В Европе
К. появился не позднее 12 в., он представлял собой магнитную стрелку, укреплённую
на пробке, плававшей в сосуде с водой. В нач. 14 в. К. был усовершенствован:
магнитную стрелку поместили на остриё, к-рое находилось в центре бумажного
круга (картушки), снабжённого для удобства ориентирования делениями.
Круг был разделён сначала на 16, а затем на 32 равных сектора (см. Румб).
В
16 в. для уменьшения воздействия на К. механич. колебаний (напр., морской
качки) стали применять кардановый подвес. В 17 в. морской К. снабдили
т. н. пеленгатором - вращающейся диаметральной линейкой с визирами по концам,
что позволило точнее отсчитывать направления (пеленги). Усовершенствованный
магнитный К. стал осн. навигационным прибором в судовождении. Точность
показаний совр. судовых магнитных К. (см. рис.) в средних широтах
и при отсутствии качки достигает 0,3-0,5°.


Авиационный магнитный К. имеет те
же осн. детали, что и судовой, но его конструкция учитывает специфич. условия
работы: возможные сильные вибрации, ускорения и т. п.


К недостаткам магнитного К. относится
необходимость вносить поправки в его показания на несовпадение магнитного
и географич. меридианов (учитывать склонение магнитное) и поправки
на девиацию (см. Девиация компаса). Вблизи магнитных полюсов
Земли и крупных магнитных аномалий точность показаний магнитного К. резко
снижается, в этих районах приходится пользоваться К. др. типов. Однако
ни один из перечисленных типов К. не может обеспечить точного измерения
курса во всех районах Земли при любой погоде, различных состояниях магнитосферы
и радиопомехах. В связи с этим в морском деле, в авиации, в военном деле
применяют совместно К. различных типов, на их основе созданы единые курсовые
системы.


Лит.: Андерсон Э., Принципы
навигации, пер. с англ., М., 1968; Селезнев В. П., Навигационные устройства,
М., 1961.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я