КОМПЕНСАТОР

КОМПЕНСАТОР (от лат. compenso
- возмещаю, уравновешиваю) в технике, 1) устройство или заполнитель
для возмещения или уравновешивания влияния различных факторов (темп-ры,
давления, положения и др.) на состояние и работу сооружений, систем,
машин, приборов; К. обеспечивает их работоспособность путём устранения
влияний указанных факторов, а также служит для измерения или регулирования
физич. величин (напр., компенсатор оптический). Конструкция К.,
применяемых при сборке (см. Компенсация сборочная) и эксплуатации
машин, определяется предельными значениями и необходимой точностью компенсации.


Различают К. неподвижные и
подвижные. Неподвижными К. являются, напр., прокладки, проставочные кольца
и т. п. детали, изменение размеров и формы к-рых устраняют отклонения размеров
от номинальных. Неподвижным К. может также служить заполнитель, к-рый после
затвердевания фиксирует установленное положение деталей. Такие К. используют,
напр.,
при изготовлении макетов и технологич. приспособлений. Подвижные К. могут
быть периодического или непрерывного действия. Периодически действующие
К. (регулировочные винты, эксцентриковые втулки и т. п.) устраняют
отклонения размеров при перемещении или повороте (рис. 1). К.непрерывного
действия работают автоматически. Примерами могут служить двойной шарнир
для компенсации несоосности валов, напр, шарнир Гука, силъфон Для
компенсации удлинения трубопровода (рис. 2). В машинах, работающих
в различных тепловых режимах (напр., в двигателях внутреннего сгорания),
К.
устраняют влияние тепловых деформаций; в замкнутых жидкостных системах
(напр., в гидроприводах машин) жидкостными К. поддерживается постоянное
давление при изменениях темп-ры жидкости. К. в электротехнике предназначен
для улучшения cos ср и регулирования напряжения в электрич. сетях (см.
Компенсатор
синхронный).
Применение К. необходимо для нормальной работы несоосных
валов, обеспечения заданных зазоров в опорах и зубчатых зацеплениях, для
передачи движения между перемещающимися валами, устранения люфтов в соединениях
и т. п. Использование К. способствует широкому внедрению
взаимозаменяемости
деталей,
повышает долговечность и ремонтоспособность машин при меньшей точности
изготовления отд. элементов. Введение К. в машины облегчает процесс массового
произ-ва, сокращает индивидуальную подгонку деталей при сборке, снижает
производственноэксплуатац. расходы. 2) Термомагнитный железоуглеродистый
сплав, содержащий 38% никеля, 14% хрома. Применяется в различных электроизмерит.
приборах в качестве шунтов постоянных магнитов для уменьшения темп-рной
погрешности приборов.


Компенсация отклонений, изменяющих
усилие пружины, регулировочным винтом: 1 - пружина; 2 - корпус;
3
-
регулировочный винт; 4 - контргайка.


Сильфонный компенсатор: 1 - сильфон;
2
-
фланцы; -2 3 - ограничитель хода.


Лит.: Справочник машиностроителя,
2 изд., т. 4, М., 1956. С. В. Беспалов, Л. И. Зусман.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я