КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ представляют
собой металлич. или неметаллич. матрицы (основы) с заданным распределением
в них упрочнителей (волокон, дисперсных частиц и др.); при этом
эффективно используются индивидуальные свойства составляющих композиции.
По характеру структуры К. м. подразделяются на волокнистые, упрочнённые
непрерывными волокнами и нитевидными кристаллами, дисперсноупрочнённые
материалы,
полученные путём введения в металлич. матрицу дисперсных
частиц упрочнителей, слоистые материалы, созданные путём прессования
или прокатки разнородных материалов. К К. м. также относятся сплавы с направленной
кристаллизацией эвтектических структур. Комбинируя объёмное содержание
компонентов, можно, в зависимости от назначения, получать материалы с требуемыми
значениями прочности, жаропрочности, модуля упругости, абразивной стойкости,
а также создавать композиции с необходимыми магнитными, диэлектрическими,
радиопоглощающими и др. спец. свойствами.


Волокнистые К. м., армированные нитевидными
кристаллами и непрерывными волокнами тугоплавких соединений и элементов
(SiC, А1), являются новым классом
материалов. Однако принципы армирования для упрочнения известны в технике
с глубокой древности. Ещё в Вавилоне использовали тростник для армирования
глины при постройке жилищ, а в Др. Греции железными прутьями укрепляли
мраморные колонны при постройке дворцов и храмов. В 1555-60 при
постройке храма Василия Блаженного в Москве русские зодчие Барма и Постник
использовали армированные железными полосами каменные плиты. Прообразом
К. м. являются широко известный железобетон, представляющий собой
сочетание бетона, работающего на сжатие, и стальной арматуры, работающей
на растяжение, а также полученные в 19 в. прокаткой слоистые материалы
.


Успешному развитию совр. К. м. содействовали:
разработка и применение в конструкциях волокнистых стеклопластиков, обладающих
высокой удельной прочностью (1940-50); открытие весьма высокой прочности,
приближающейся к теоретич., нитевидных кристаллов и доказательства возможности
использования их для упрочнения металлич. и неметаллич. материалов (1950-60);
разработка новых армирующих материалов - высокопрочных и высокомодульных
непрерывных волокон бора, углерода, А1волокон других неорганических тугоплавких соединений, а также упрочнителей
на основе металлов (1960-70).


В технике широкое распространение
получили волокнистые К. м., армированные высокопрочными и высокомодульными
непрерывными волокнами, в к-рых армирующие элементы несут осн. нагрузку,
тогда как матрица передаёт напряжения волокнам. Волокнистые К. м., как
правило, анизотропны. Механич. свойства их (табл. 1) определяются
не только свойствами самих волокон (табл. 2), но и их ориентацией,
объёмным содержанием, способностью матрицы передавать волокнам приложенную
нагрузку и др. Диаметр непрерывных волокон углерода, бора, а также тугоплавких
соединений (В) обычно составляет 100-150
мкм.


Волокнистые К. м., в отличие от монолитных
сплавов, обладают высокой усталостной прочностью oo7 циклов) алюминиевых сплавов
составляет 130-150 Мн/м2 (13-15кгс/мм2),
в то время как у армированного борным волокном алюминиевого К. м. oок. 500 Мн/м2 (при той же базе). Предел прочности
и модуль упругости К. м. на основе алюминия, армированного борным волокном,
примерно в 2 раза больше, чем у алюминиевых сплавов В-95 и АК4-1.

Табл. 1,- Механические свойства волокнистых
композиционных
материалов с непрерывными волокнами






















































































































































































































































Матрица
(основа)


Упрочнитель
(волокно)


Плотность
, кг/м'


Предел прочности,
Гн2


Удельная
прочность,

кн • м/кг



Модуль упругости,


Гк/м2



Удельный
модуль упругости, Мн-м/кг


материал


% (по объёму)


Никель


Вольфрам


40


12500


0,8


64


265


21,2


Молибден


50


9300


0,7


75


235


25,25


Титан


Карбид
кремния


25


4000


0,9


227


210


52


Алюминий


Борное
волокно


45


2600


1,1


420


240


100


Стальная
проволока


25


4200


1,2


280


105


23,4


Магний


Борное
волокно


40


2000


1,0


500


220


110


Полимерное
связующее


Углеродное
волокно


50


1600


1,18


737


168


105


Борное
волокно


60


1900


1,4


736


260


136,8


Табл. 2.- Свойства нитевилных кристалле!
и непрерывных волокон





































































































































































































































































































































































Упрочнитель


Температура
плавления,


°C



Плотность,

кг/м3



Предел прочности
,


Гн/л2



Удельная
прочность ,

Мн-м/кг



Модуль упругости,
Гн/л.2


Удельный
модуль упругости, Мн-м/кг


Heпрерывные
волокна


А1

2050


3960


2,1


0,53


450


113


В


2170


2630


3,5


1,33


420


160


С


3650


1700


2,5


1,47


250-400


147-235


В,С


2450


2360


2,3


0,98


490


208


SiC


2650


3900


2,5


0,64


480


123


W


3400


19400


4,2


0,22


410


21


Mo


2620


10200


2,2


0,21


360


35


Be


1285


1850


1,5


0,81


240


130


Нитевидные
кристаллы (усы)


Аl

2050


3960


28*


7,1


500


126


A1N


2400


3300


15*


4,55


380


115


B.C


2450


2520


14*


5,55


480


190


SiC


2650


3210


27*


8,4


580


180


Si

1900


3180


15*


4,72


495


155


С


3650


1700


21*


12,35


700


410


* Максимальные значения.


Важнейшими технология, методами изготовления
К. м. являются: пропитка армирующих волокон матричным материалом; формование
в прессформе лент упрочнителя и матрицы, получаемых намоткой; холодное
прессование обоихкомпонентов с последующим спеканием; электрохимич. нанесение
покрытий на волокна с последующим прессованием; осаждение матрицы плазменным
напылением на упрочнитель с последующим обжатием; пакетная диффузионная
сварка монослойных лент компонентов; совместная прокатка армирующих элементов
с матрицей и др.


В узлах конструкций, требующих наибольшего
упрочнения, армирующие волокна располагаются по направлению приложенной
нагрузки. Цилиндрич. изделия и др. тела вращения (напр., сосуды высокого
давления) армируют волокнами, ориентируя их в продольном и поперечном
направлениях. Увеличение прочности и надёжности в работе цилиндрич. корпусов,
а также уменьшение их массы достигается внешним армированием узлов конструкций
высокопрочными и высокомодульными волокнами, что позволяет повысить в 1,5-2
раза удельную конструктивную прочность по сравнению с цельнометаллич. корпусами.
Упрочнение материалов волокнами из тугоплавких веществ значительно повышает
их жаропрочность. Напр., армирование никелевого сплава вольфрамовым волокном
(проволокой) позволяет повысить его жаропрочность при 1100 °С в
2 раза.


Весьма перспективны К. м., армированные
нитевидными кристаллами (усами) керамических, полимерных и др. материалов.
Размеры усов обычно составляют от долей до неск. мкм по диаметру
и примерно 10-15 мм по длине.


Разрабатываются К. м. со спец. свойствами,
напр, радиопрозрачные материалы и радиопоглощающие материалы,
материалы
для тепловой защиты орбитальных космич. аппаратов, с малым коэффициентом
линейного термич. расширения и высоким удельным модулем упругости и др.
Свойства К. м. на основе алюминия и магния (прочность, модуль упругости,
усталостная и длительная прочность) более чем в 2 раза (до 500 °С)
выше,
чем у обычных сплавов. К. м. на никелевой и кобальтовой основах увеличивают
уровень рабочих темп-р от 1000 до 1200°С, а на основе тугоплавких металлов
и соединений -до 1500-2000 °С. Повышение прочностных и упругих свойств
материалов позволяет существенно облегчить конструкции, а увеличение рабочих
температур этих материалов даёт возможность повысить мощность двигателей,
машин и агрегатов.


Области применения К. м. многочисленны;
кроме авиационно-космической, ракетной и др. спец. отраслей техники, они
могут быть успешно применены в энергетич. турбостроении, в автомобильной
пром-сти - для деталей двигателей и кузовов автомашин; в машиностроении
- для корпусов и деталей машин; в горнорудной пром-сти - для бурового инструмента,
буровых машин и др.; в металлургич. пром-сти - в качестве огнеупорных материалов
для футеровки печей, кожухов и др. арматуры печей, наконечников термопар;
в строительстведля пролётов мостов, опор мостовых ферм, панелей для высотных
сборных сооружений и др.; в хим. пром-сти - для автоклавов, цистерн, аппаратов
сернокислотного производства, ёмкостей для хранения и перевозки нефтепродуктов
и др.; в текстильной пром-сти - для деталей прядильных машин, ткацких станков
и др.; в сельскохозяйственном машиностроении - для режущих частей плугов,
дисковых косилок, деталей тракторов и др.; в бытовой технике - для
деталей стиральных машин, рам гоночных велосипедов, деталей радиоаппаратуры
и др.


Применение К. м. в ряде случаев
потребует создания новых методов изготовления деталей и изменения принципов
конструирования деталей и узлов конструкций.


Лит.: Волокнистые композиционные
материалы, пер. с англ., М., 1967; Современные композиционные материалы,
под ред. П. Крока и Л. Броутмана, пер. с англ., М., 1970; Туманов А. Т.,
Портной К. И., "Докл. АН СССР", 1971, т. 197, № 1, с. 75; 1972, т. 205,
МЬ2, с. 336; их же, "Металловедение и термическая обработка металлов",
1972, № 4, с. 24. А. Т. Туманов, К. И. Портной.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я