КОМПОЗИЦИЯ

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio
- составление, сочинение), 1) построение художественного
произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением
и во многом определяющее его восприятие. К.- важнейший, организующий компонент
художественной формы, придающий произведению единство и цельность,
соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Законы К., складывающиеся
в процессе художеств, практики, эстетич. познания действительности, являются
в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей
и взаимосвязей явлений реального мира. Эти закономерности и взаимосвязи
выступают в художественно претворённом виде, причём степень и характер
их претворения и обобщения связаны с видом иск-ва, идеей и материалом произв.
и др.


К. в литературе - организация, расположение
и связь разнородных компонентов художественной формы лит. произведения.
К. включает: расстановку и соотнесённость характеров (К. как "система образов"),
событий и поступков (К. сюжета), вставных рассказов и лирич. отступлений
(К. внесюжетных элементов), способов или ракурсов повествования
(собственно повествовательная К.), подробностей обстановки, поведения,
переживаний (К. деталей).


Приёмы и способы К. весьма разнообразны.
Художественно значимыми порой оказываются сопоставления событий, предметов,
фактов, деталей, удалённых друг от друга в тексте произведения. Важнейшим
аспектом К. является также последовательность, в к-рой вводятся в текст
компоненты изображаемого,временная организация лит. произв. как процесс
обнаружения и развёртывания художеств, содержания. И, наконец, К. включает
в себя взаимную соотнесённость разных сторон (планов, слоев, уровней)
лит.
формы. Наряду с термином "К." многие совр. теоретики используют в том же
значении слово "структура" (см. Структура художественного произведения
).



Являя собой "...бесконечный лабиринт
сцеплений..." (см. Л. Н. Толстой, О литературе, 1955, с. 156), К.
завершает сложное единство и цельность произведения, становясь венцом художеств,
формы, к-рая всегда содержательна. "Композиция - это дисциплинирующая сила
и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не
вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое
и поворачивалось в дополнение его мысли... Поэтому она не принимает обычно
ни логической выводимости и соподчинения, ни простой жизненной последовательности,
хотя и бывает на неё похожа; её цель - расположить все куски так, чтобы
они замыкались в полное выражение идеи" ("Теория литературы", [кн. 31,
1965, с. 425).


Каждое произв. сочетает как общие,
"типовые" для данного рода, жанра или направления способы К. (напр., троекратные
повторы в сказках, узнавание и умолчание в драмах "интриги", строгая строфическая
форма сонета, ретардация в эпике и драме), так и индивидуальные,
свойственные данному писателю или отдельному произведению (так, в повести
Л. Н. Толстого "Хаджи-Мурат" ведущий принцип К. персонажей и их системы
- полярность, в т. ч. нарочито мнимая: Николай I - Шамиль).


В совр. литературоведении бытует
и более локальное использование термина "К.". При этом единицей, компонентом
К. выступает такой "отрезок" произведения (текста), в пределах к-рого
сохраняется один способ или ракурс изображения - динамич. повествование
или
статическое описание, характеристика, диалог, лирическое отступление
и
т. д. Простейшие единицы слагаются в более сложные компоненты (цельная
зарисовка портрета, психич. состояния, воспроизведение разговора
и т. д.). Ещё более крупным и самостоятельным компонентом является
сцена (в эпосе, драме). В эпосе она может состоять из ряда
форм изображения (описание, повествование, монолог); в неё могут
войти портрет, пейзаж, интерьер; но на всём её протяжении сохраняется
один ракурс, выдерживается определённая точка зрения - автора или персонажа-участника,
или стороннего наблюдателя-рассказчика; иначе: каждая сцена "изображается"
непременно чьими-то глазами. Именно сочетание форм изложения и определённых
"точек зрения", их взаимосвязанность и единство и составляют К.
в этом смысле.


Своеобразна К. стихотворных произведений,
особенно лирических; её отличают строгая соразмерность и взаимообусловленность
метрико-ритмич. единиц (стопа, стих, строфа), синтаксич. отрезков
и интонаций, а также непосредственно-смысловых единиц (тем, мотивов, образов;
см. Стих, Стихотворение, Поэзия и Проза).


В лит-ре 20 в. усиливается активность
композиц. начала, что отразилось в возникновении понятия монтаж (сначала
применительно к кино, потом - к театру и лит-ре).


В пластических искусствах композиция
объединяет частные моменты построения художеств, формы (реальное или иллюзорное
формирование пространства и объёма, симметрия и асимметрия, масштаб,
ритм
и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка,
цветовое решение и т. д.). К. организует как внутр. построение произв.,
так и его соотношение с окружающей средой и зрителем.


К. в архитектуре имеет своей основой
гармоническое соотношение идейнохудожественных принципов, функционального
назначения, конструктивных особенностей и градостроит, роли зданий, сооружений
и их комплексов. К. определяет облик, планировочное и объёмнопространственное
построение города в целом либо архит. ансамбля, отд. здания или
сооружения. Принципы К. там, где они выступают в органическом единстве
с художественно отражёнными в них принципами конструкции, совместно образуют
структурное соотношение нагрузки и опоры, архитектонику сооружения.
К. в изобразительном иск-ве представляет собой конкретную разработку идейной
и сюжетно-тематич. основы произв. с распределением предметов и фигур в
пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета
и т. д. Типы К. разделяются на "устойчивые" (где осн. композиционные оси
пересекаются под прямым углом в геометрич. центре произведения) и
"динамические" (где осн. оси пересекаются под острым углом, господствуют
диагонали, круги и овалы), "открытые" (где преобладают центробежные
разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю)
и
"закрытые" (где побеждают центростремительные силы,< стягивающие
изображение к центру произведения). Устойчивые и закрытые типы К.
преобладают, напр., в иск-ве Возрождения, динамические и открытые - в иск-ве
барокко. В истории иск-ва большую роль сыграли как сложение общепринятых
композиционных канонов (напр., в др.-вост., раннем ср.-век. иск-ве, в иск-ве
Высокого Возрождения, классицизма), так и движение от традиционных
жёстких канонич. схем к свободным композиц. приёмам; так, в иск-ве
19-20 вв. большую роль сыграло стремление художников к свободной К.,
отвечающей
их индивидуальным творческим особенностям.


О К. в музыке, т. е. о структуре
муз. произведения, см. Музыкальная форма.


2) Музыкальное, живописное,
скульптурное или графическое произведение, конечный результат творческого
труда композитора или художника.


3) Сложное художеств, произведение,
включающее
различные виды иск-в (напр., литературно-музыкальная К.).


4) Сочинение музыки. В муз.
учебных заведениях (училищах, консерваториях) преподаётся
как особый учебный предмет (в советских муз. учебных заведениях носит название
сочинения). Обучение композиции тесно связано с изучением таких
музыкально-теоретич. предметов, как гармония, полифония, инструментовка,
анализ
муз. произведений.


Лит.: Жирмунский В. М., Композиция
лирических стихотворений, П., 1921; Томашевский Б.. Теория литературы.
Поэтика, 6 изд., М. - Л., 1931; Алпатов М. В., Композиция в живописи, М.
- Л., 1940; Теория литературы, [кн. 2], М.. 1964, с. 433 - 34, [кн. 3],
М., 1965, с. 422-42; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М.,
1970; его же, Анализ поэтического текста, Л., 1972; Успенский Б., Поэтика
композиции, М., 1970; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971;
Schmarzow A., Kompositionsgesetze in der Kunst des Mittelalters, Bd 1-2,
Bonn-Lpz., 1920-22.

В. Е. Хализев, В. С. Турчин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я