КОНВЕНЦИОННЫЕ ЗАПРЕЩЕНИЯ

КОНВЕНЦИОННЫЕ ЗАПРЕЩЕНИЯ распоряжения
управлений жел. дорог о временном прекращении перевозки грузов в определённом
направлении или приёма грузов на к.-л. станцию назначения по техническим
причинам. В числе таких причин могли быть: размыв пути, повреждение ж.-д.
моста и т. д. Термин "К. з." возник в России во 2-й пол. 19 в., когда большинство
жел. дорог страны были частными и перевозка грузов производилась по правилам,
введённым в соответствии с соглашением (конвенцией), принятым всеми
жел. дорогами России. Аналогичные общеобязательные правила до сих пор существуют
в тех капиталистич. странах, где жел. дороги являются частной собственностью.
В 70-80-х гг. 19 в. начали проводиться междунар. конгрессы и конференции
по вопросам ж.-д. транспорта, где разрабатывались вопросы строительства
и эксплуатации жел. дорог. Впоследствии возник (1922) Междунар.
союз железных дорог (МСЖД), координирующий отношения между жел.
дорогами стран Зап. Европы и осуществляющий при необходимости мероприятия,
обозначаемые термином "К. з.".


В СССР, где все жел. дороги принадлежат
гос-ву, термин "К. з." не применяется. В 1956 социалистич. странами - членами
СЭВ была создана Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД),
к-рая наряду с координацией работы железнодорожного транспорта регламентирует
К. з., связанные с невозможностью в силу технических причин международных
перевозок грузов на к.-л. направлениях или приёма грузов на определённые
станции назначения одной из дорог стран, входящих в ОСЖД.


Лит.: Международные железнодорожные
сообщения, М., 1959; Железные дороги мира, пер. с англ., М., 1959. А.
В. Гришин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я