КОНДОРСЕ
(Condorcet)
Мари Жан Антуан Никола (17.9.1743, Рибмон,- 29.3.1794, Бурла-Рен), маркиз,
французский философ-просветитель, математик, социолог, политич. деятель.
Исследований с К. в области математики принесли ему и известность, и он
был избран чл. франц. Ак академии наук (1769). С 1782 чл. Французской академии.
В 1785 занял пост непременного секретаря Академии наук (фактически выполняя
его обязанности с 1773.
Был в дружеских
отношениях с Д'Аламбером, Вольтером и особенно с А. Тюрго, сотрудничал
в "Энциклопедии" В 1791 избран в Законодат. собрание. с принадлежит представленный
Законодательному собранию проект организации нар. обр; зования, в к-ром
были выдвинуты принципы всеобщности образования, бесплатности обучения,
светской школы. В Конвенте примыкал к жирондистам. Пр-во Робеспьера обвинило
К. в заговоре и заочно приговорило его к смертной казни К. нек-рое время
скрывался. Весной 1794
был арестован, в тюрьме покончил жизнь
самоубийством. К.- сторонник деизма и сенсуализма В его лит.
наследии особое место занимает "Эскиз исторической картины прогресса человеческого
разума" (1794, рус пер. 1936), в к-ром К. делает попытку установить закономерности
развития истории, её осн. этапы, движущие силы ист. процесса. Находясь
под влиянием филос. взглядов Ж. Ж. Руссо, А. Р. Тюрго. 5 го, Г. Рейналя,
К. не сводил ист. процес к деяниям королей, законодателей, выдающихся личностей,
уделял большее внимание
культуре и нравам народа. К.-5 один из основоположников идеи ист прогресса,
к-рую, однако, он развива. с идеалистич. позиций. Поступательнодвижение
истории К. объяснял безгра ? ничной возможностью развития человеческого
разума как демиурга истории Ист. эпохи он обусловливал этапами развития
человеческого разума, указывая при этом также и на значение хоз. и по литич.
факторов в обществ, развитии. В экономич. вопросах разделял взглядь физиократов.
К.-
сторонник теории естеств. права. Использовал эту теорию для отрицания правомерности
феод, общества и обоснования необходимости, разумности и вечности буржуазного
строя. Эпоха утверждения и развития общества, основанного на частной капиталистической
собственности, рассматривалась К. как высшая эпоха в истории человечества.
Говоря о будущем прогрессе человечества, К. мыслил этот прогресс лишь в
границах бурж. правопорядка. Как идеолог восходящего обществ, класса, К.
отстаивал целую систему передовых идей: равенство людей перед законом,
демократич. права и свободы, гуманное уголовное законодательство, равные
права для получения образования и т. п. К. гневно осуждал колониальный
разбой, "... который развращает и опустошает Африку ..." ("Эскиз ...",
М.,
1936, с. 224), рассматривал войну "... как величайшее преступление" (см.
там же, с. 248).
Идеи К. сыграли
значит, роль в критике теологич. объяснения истории, провиденциализма
и
в особенности в развитии просветит, концепции ист. процесса. Соч.: Euvres,
t. 1 - 12, P., 1847 - 49; Correspondance inedite..., P., 1883.
Лит.: Маркс
К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 530-31; Cahen
L., Condorcet et la Revolution francaise. P., 1904; Cento A., Condorcet
e l'idea di progresso, Firenze, [1956]; Bouissounouse J., Condorcet, [P..
1962].
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я