КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА

КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА (франц. musique concrete), музыкальные произведения, создаваемые
посредством записи на магнитофонную ленту природных или искусств, звучаний,
к-рые по усмотрению автора могут подвергаться различным акустическим преобразованиям
и смешиваться. В К. м. используются преим. разнообразные шумы, изредка
звучание человеческих голосов и муз. инструментов. Изобретателем К. м.
является франц. инженер-акустик П. Шеффер, создавший свои первые "конкретные"
сочинения в 1948. В 50-е гг. 20 в. во Франции при Центр, радиовещании была
создана экспериментальная студия К. м., вокруг к-рой объединилась группа
музыкантов; группы деятелей К. м. возникли также в Италии, Зап. Германии,
США. Сторонники К. м. полагают, что она "безгранично расширяет" выразительные
средства муз. иск-ва, вводя в композицию весь мир звучаний, окружающих
человека. В действительности произведения К. м., порывающие с системой
звуковысотной организации, предельно обедняют возможности выражения определённого
художеств, содержания и способны выполнять лишь чисто прикладную роль (шумовое
оформление кинокартин, драм, спектаклей и пр.). К. м. представляет собой
одно из проявлений кризиса муз. культуры в бурж. обществе.


Лит.: Шнеерсон
Г., О музыке живой и мертвой, 2 изд., М., 1964; его же, Французская музыка
XX века, 2 изд., М., 1970. Г. М. Шнеерсон.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я