КОНСОНАНС
(франц.
consonance, от лат. consonantia - гармония, созвучие), слияние тонов при
их совместном звучании, а также созвучия, в к-рых тоны сливаются друг с
другом. Понятие К. противостоит понятию диссонанса. К.- звучание
спокойное, мягкое, приятно действующее на воспринимающие нервные центры,
оно рассматривается как выражение устойчивости, покоя, разрешение напряжений.
К К. относят приму, октаву, квинту, кварту, большие и малые терции и сексты
(чистая кварта по отношению к басу трактуется как диссонанс), а также аккорды,
составленные только из этих интервалов без участия диссонирующих (мажорное
и минорное трезвучия и их обращения). С математико-акустич. точки зрения
различие между К. и диссонансом только количественное (соотношения чисел
колебаний диссонирующих интервалов образуют более сложные дроби), а граница
между ними условна. В рамках мажоро-минорной системы различие
между К. и диссонансом качественное, оно достигает степени острой противоположности,
контраста и обладает самостоятельной эстетич. ценностью.
Лит.: Гельмгольц
Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки,
пер. с нем., СПБ, 1875; Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. с франц.,
М., 1931; Клещов С. В., К вопросу о различии диссонирующих и консонирующих
созвучий, "Труды физиологических лабораторий им. акад. И. П. Павлова",
т. 10, М,-Л., 1941; Чайковский П. И., Руководство к практическому изучению
гармонии, Собр. соч., т. III а, М., 1957; Медушевский В. В., Консонанс
и диссонанс как элементы музыкальной знаковой системы, в кн.: VI Всесоюзная
акустическая конференция, М., 1968, секция К.; Stumpf К.. Konsonanz und
Dissonanz, Lpz., 1898 (Beitrage zur Akustik und Musikwissenschaft, H. 1).
Ю. H. Холопов,
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я