КОНСТИТУЦИИ СОВЕТСКИЕ

КОНСТИТУЦИИ СОВЕТСКИЕ в СССР закрепляют основы социалистич. обществ, и гос. строя
СССР, союзных и авт. республик, систему органов Сов. гос-ва, принципы их
организации и деятельности, осн. права и обязанности сов. граждан, материальные
и правовые гарантии осуществления этих прав. В конституциях законодательно
оформлены обществ, отношения и порядки, наиболее полно выражающие интересы
трудящихся и отвечающие задачам коммунистич. строительства. Как осн. закон
К. с. является юридич. базой всего текущего законодательства: все сов.
законы должны соответствовать конституции, не могут противоречить ей.


В СССР - три
вида конституций: Конституция СССР, конституции союзных республик и конституции
авт. республик; все они строятся на единых социалистич. принципах. Конституция
СССР обладает высшей юридич. силой в сравнении с конституциями союзных
и авт. республик, она действует на всей территории СССР. Верховенство общесоюзной
конституции выражается также в том, что конституции союзных республик должны
быть построены в полном соответствии с Конституцией СССР, с учётом нац.-экономич.
особенностей каждой союзной республики. Эти особенности обусловливают нек-рые
структурные различия между Конституцией СССР и конституциями отд. союзных
республик (напр., конституции всех союзных республик содержат спец. главу
о респ. бюджете республики, хотя такой главы нет в Конституции СССР). Конституция
АССР строится в соответствии с осн. принципами конституции той союзной
республики, в состав к-рой входит данная АССР (после принятия Верх. Советом
АССР она подлежит утверждению Верх. Советом союзной республики).


Первой сов.
конституцией была Конституция РСФСР 1918. Осн. принципы этой конституции
были
разработаны в ходе борьбы трудящихся за Сов. властьв период Великой Окт.
социалистич. революции 1917, многие из них отражены в первых декретах Сов.
власти, нашли отражение в документах Всероссийских съездов Советов,
сформулировавших
важнейшие положения о сов. обществ, и гос. устройстве, о системе органов
Сов. гос-ва, правовом положении граждан и т. д. В качестве 1-го раздела
в Конституцию 1918 была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого
народа.
Конституция РСФСР 1918, как и другие К.с. 1918-1935, закрепляла
как осн. орудие строительства социализма гос-водиктатуры пролетариата,
а в качестве гос. формы этой диктатуры - Советы рабочих, крестьянских и
красноармейских депутатов. Гсс. власть принадлежала только трудящейся части
населения, составляющей абсолютное его большинство. Предусматривалось лишение
политич. прав нетрудящихся классов и групп. В избират. праве рабочим предоставлялись
определённые преимущества по сравнению с другими классами, в т. ч. и с
крестьянством: представительство на Всероссийский съезд Советов от гор.
Советов устанавливалось из расчёта 1 делегат от 25 тыс. избирателей, а
от губ. съездов Советов - из расчёта 1 делегат от 123 тыс. жителей. Конституция
предусматривала непрямые выборы в уездные (районные) и вышестоящие органы
гос. власти, устанавливала производств.-терр. принцип выборов в Советы.
Эти же принципы были основополагающими для конституций союзных республик,
принятых в 1919-29, для конституций АССР этого периода, а также для Конституции
СССР 1924 - первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование
Союза ССР в 1922.


Действующая
Конституция СССР, принятая Чрезвычайным 8-м съездом Советов Союза ССР 5
дек. 1936, отразила изменения, к-рые произошли в сов. обществ, и гос. устройстве
с момента принятия Конституции СССР 1924, закрепила факт победы социализма
в СССР. Основу этой К. с. составляют принципы социализма: безраздельное
господство социалистич. собственности на землю, леса, фабрики, заводы и
др. средства произ-ва; ликвидация эксплуатации и эксплуататорских классов;
труд как обязанность и долг каждого работоспособного гражданина; право
на труд, право на отдых и др. социалыю-экономич., политич. права и свободы
сов. граждан. Политич. формой организации гос. власти в центре и на местах
стали Советы депутатов трудящихся. Был введён принцип всеобщего,
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, демократизирована
система организации гос. власти, более чётко разграничена компетенция между
органами власти и их исполнительно-распорядит. органами. Конституция СССР
1936 последовательно проводит принцип верховенства закона перед другими
нормативными актами и приоритет представит, органов гос. власти по отношению
ко всем другим звеньям гос. аппарата. Она значительно расширила объём демократич.
прав и свобод сов. граждан, установила материальные, правовые и иные гарантии
их осуществления.


Специфич. чертами
Конституции 1936, раскрывающими её сущность как осн. закона социалистич.
гос-ва, являются: принцип гос. суверенитета народа, его полновластия,
к-рый гарантируется социалистич. системой х-ва и социалистич. собственностью
на осн. орудия и средства произ-ва; нерушимый союз рабочих и крестьян и
руководящая роль в этом союзе рабочего класса как передового и наиболее
организованного класса сов. общества; руководящая и направляющая роль КПСС
во всех сферах жизни сов. общества как важнейшая политич. гарантия реализации
принципа нар. суверенитета; сов. федерализм в сочетании с унитаризмом как
форма гос. устройства, наиболее полно выражающая принцип полного равноправия
народов во всех сферах гос. деятельности, их права на самоопределение;
принцип единства гос. власти и полновластия представит, органов социалистич.
гос-ва; демократический централизм как основа организации и деятельности
Сов. гос-ва и его органов.


На основании
Конституции СССР 1936 были разработаны и приняты конституции союзных республик:
РСФСР (утверждена 21 янв. 1937 Чрезвычайным 17-м Все-росс. съездом Советов),
УССР (утверждена Чрезвычайным 14-м съездом Советов Украины 30 янв. 1937),
БССР (утверждена 19 февр. 1937 Чрезвычайным 12-м съездом Советов Белоруссии),
Азерб. ССР (утверждена 14 марта 1937 Чрезвычайным 9-м Всеазербайджанским
съездом Советов), Груз. ССР (утверждена 13 февр. 1937 Чрезвычайным 8-м
съездом Советов Грузии), Арм. ССР (утверждена 23 марта 1937 Чрезвычайным
9-м съездом Советов Арм. ССР), Туркм. ССР (утверждена 2 марта 1937 Чрезвычайным
6-м съездом Советов Туркм. ССР), Узб. ССР (утверждена 14 февр. 1937 Чрезвычайным
6-м съездом Советов Узб. ССР), Тадж. ССР (утверждена 1 марта 1937 Чрезвычайным
6-м съездом Советов Тадж. ССР), Казах. ССР (утверждена 26 марта 1937 Чрезвычайным
10-м Всеказахским съездом Советов), Кирг. ССР (утверждена 23 марта 1937
Чрезвычайным 5-м съездом Советов Кирг. ССР), Литов. ССР, Латв. ССР и Эст.
ССР (приняты в авг. 1940) и Молд. ССР (февр. 1941). Собств. конституции
приняты во всех АССР.


К. с. развиваются
и изменяются по мере развития обществ, и гос. строя СССР. В. И. Ленин,
говоря о Конституции РСФСР 1918, отмечал, что она "...будет исправляться
и дополняться практическим применением ее в жизни" (Поли. собр. соч., 5
изд., т. 37, с. 21). Причины, вызывающие необходимость изменений и дополнений
в К. с., можно разделить на 2 важнейшие группы. Первая группа связана с
существ, изменениями экономической и классовой структуры общества и гос-ва.
В этом случае изменения и дополнения, вносимые в конституцию, настолько
значительны, что затрагивают по существу всю систему и структуру конституции.
Так, в 1935 7-й Всесоюзный съезд Советов указал на необходимость внесения
в Конституцию таких изменений и дополнений, реализация к-рых обусловила
разработку и принятие новой конституции - Конституции СССР 1936. Причины,
относящиеся ко второй группе, не требуют коренной переработки конституции,
они обусловлены текущей гос. деятельностью, потребностями дальнейшего совершенствования
работы гос. аппарата и т. д. (напр., изменения системы гос. органов по
руководству пром-стью, строительством,
с. х-вом, компетенции органов Союза ССР и союзных республик и т. п.).


Значение и
роль К. с. определяются прежде всего тем, что они утверждают социалистич.
строй, полновластие трудящихся, служат юридич. основой для развития творч.
инициативы и активности масс, являются важным средством мобилизации сил
народа на решение задач коммунистич. строительства. Большая роль принадлежит
К. с. в создании, развитии и укреплении социалистич. форм х-ва как материальной
основы суверенитета трудящихся. Ещё первые К. с., выражая волю трудящихся,
закрепляли складывавшиеся новые, социалистич. формы х-ва, обеспечивали
им условия для всемерного развития и укрепления, создавая в то же время
правовые ограничения для развития част-нокапиталистич. форм х-ва, для эксплуатации
наёмного труда.


Действующие
К. с. играют важную роль в создании материально-технической базы коммунизма.
Они
закрепляют принцип планового развития социалистич. экономики, обязывают
каждого гражданина СССР беречь и укреплять социалистич. собственность как
священную и неприкосновенную основу сов. строя, как источник богатства
и могущества СССР, блюсти дисциплину труда и т. д. К. с. являются основой
правового воспитания трудящихся в духе уважения к советским законам, патриотизма
и гуманности, любви к своему отечеству, к труду, дружбы и братства между
народами.


Велико междунар.
значение К. с.: они показывают всему миру, что трудящиеся, взявшие власть
в свои руки, могут в кратчайшие историч. сроки построить социализм, стать
полноправными хозяевами своей страны, законодательно закрепить демократич.
гражд. права и свободы и на их основе постоянно развивать и совершенствовать
социалистич. демократию.

А. И. Лепёшкин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я