КОНСТИТУЦИЯ
(от
лат. constitutio - устройство, установление, сложение), основной закон
государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы
политич., правовой и экономич. систем данной страны. К. отражает соотношение
классовых сил в момент её принятия, закрепляет диктатуру господствующего
класса, форму правления, форму гос. устройства, порядок организации и компетенцию
органов власти и управления в центре и на местах, правовое положение личности,
организацию и осн. принципы правосудия, избирательной системы. С точки
зрения формы, конституции принято подразделять на писаные и неписаные.
Писаные К. представляют собой либо единый акт (существуют в подавляющем
большинстве стран), либо совокупность неск. конституц. или органич. законов
(напр., в Швеции, Испании, Финляндии). Неписаные К. (действуют в Великобритании,
Нов. Зеландии) состоят из большого числа законов, конституц. обычаев и
прецедентов.
Право
принятия К. (учредительная власть) предоставляется учредит, собранию (напр.,
в Италии, Индии), избирательному корпусу посредством референдума (напр.,
во Франции, Турции) или главе
гос-ва (напр., в Иране, Афганистане). Обычно в самих К. устанавливается
порядок внесения в них изменений и дополнений (более сложный, чем для принятия
обычных, неконституционных законов).
К. современных
бурж. гос-в, как правило, провозглашают ряд демократич. прав и свобод граждан.
Так, в 20 в. в результате углубления классовой борьбы в большинство бурж.
К. были включены положения о всеобщем избирательном праве, о праве
на создание политич. партий, о праве на забастовку и т. д. Огромное влияние
на расширение конституц. прав и свобод оказывает создание мировой социалистич.
системы, служащей для трудящихся капиталистических стран примером реализации
гражданами своих прав.
Однако К. бурж.
гос-в лишь декларируют демократич. гражд. права и свободы, но не содержат
никаких реальных гарантий их осуществления. К. в этих странах в целом служат
орудием диктатуры господствующего класса, к-рый, даже идя на определённые
уступки, практически находит пути обхода конституц. норм, нарушает им же
созданную законность. Одним из путей нарушения установленных К. положений
является нормотворческая деятельность пр-ва, нередко расходящаяся с К.,
сужающая законодательные права выборного парламента (см. Делегированное
законодательство).
Коммунистич.
партии капиталистич. стран придают большое значение борьбе за соблюдение
конституц. прав и свобод, рассматривая её как составную часть борьбы за
социализм.
В социалистич.
гос-вах К. закрепляют власть трудящихся и устанавливают основы экономич.,
политич. и правовой системы общества, уничтожившего эксплуатацию человека
человеком. Они не только закрепляют завоевания трудящихся, демократич.
права и свободы граждан, но и содержат реальные гарантии их осуществления.
Как правило, К. содержат программные положения о дальнейшем развитии общества.
Все социалистич. К. по форме являются едиными систематизированными актами.
Проекты К. социалистич. стран разрабатываются обычно спец. конституц. комиссиями
и выносятся на всенародное обсуждение. Право принятия К. в СССР, Польше,
Венгрии, Румынии принадлежит высшим органам гос. власти; в ГДР и Болгарии
К. принимаются в порядке референдума. См. также Конституции советские.
А. А. Мишин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я