КОНСТРУКТИВИЗМ
направление
в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном
искусствах, в плакате и искусстве книги, художественном конструировании,
а
также в литературе). Первая орг-ция конструктивистов (А. М. Ган, А. М.
Родченко, бр. В. А. и Г. А. Стенберги, В. Ф. Степанова и др.) возникла
в Ин-хуке в 1921. Сторонники К., выдвинув задачу "конструирования"
окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить
формо-образующие возможности новой техники, её логичных, целесообразных
конструкций, а также эстетич. качества такихматериалов, как металл, дерево,
стекло. В практике К. частично воплотились в жизнь лозунги
производственного
искусства. Показной роскоши бурж. быта конструктивисты противопоставляли
простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чём видели
олицетворение демократичности и новых отношений между людьми.
В архитектуре
принципы К. были сформулированы в теоретич. выступлениях А. А. Веснина
и М. Я. Гинзбурга и впервые чётко проявились в созданном бр. А. А., В.
А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923; новый внешний
облик, в к-ром выявлена конструктивная основа здания - железобетонный каркас;
чёткий и рациональный план). В 1925 была основана творч. организация конструктивистов
- ОСА (Объединение совр. архитекторов), печатным органом к-рой стал
журнал "Современная архитектура" (1926-30). На его страницах было изложено
кредо архит. К. - т. н. функциональный метод, к-рый требовал от архитектора
учёта особенностей функционирования зданий, сооружений и комплексов путём
создания их рационального плана и оборудования. Наряду с др. группами сов.
архитекторов конструктивисты (бр. Веснины, М. Я. Гинзбург, И. И. Леонидов,
А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и др.) вели поиски новых
приёмов планировки насел, мест и принципов расселения, вы двигали проекты
перестройки быта (см. Жилище), разрабатывали новые типы обществ,
зданий (Дворцы труда, Дома Советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д.).
Однако в своей теоретич. и прак-тич. деятельности конструктивисты допустили
ряд ошибок (объявление квартиры "материальной
формой мелкобуржуазной идеологии", схематизм в организации быта в нек-рых
проектах домов-коммун, недоучёт природно-климатич. условий, недооценка
роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма).
Эстетика К.
в определённой степени способствовала становлению сов. художеств, конструирования.
На основе разработок конструктивистов (А. М. Родченко, А. М. Гана и др.)
создавались удобные в пользовании и рассчитанные на массовое заводское
изготовление новые типы посуды, арматуры, мебели. Художники создавали рисунки
для тканей (В. Ф. Степанова, Л. С. Попова), разрабатывали практичные модели
рабочей одежды (В. Ф. Степанова, В. Е. Татлин), создавали оформление выставок
(Л. М. Лисицкий). К. сыграл заметную роль в развитии графики - плаката
(фотомонтажи бр. Стенбергов, Г.Г. Клуциса, А. М. Родченко), конструирования
книги (новые
приёмы использования выразит, возможностей шрифта и наборных материалов
в работах А. М. Гана, Л. М. Лисицкого). В театре вместо традиц. декораций
конструктивисты создавали подчинённые задачам сценич. действия "станки"
для работы актёров, одетых в прозодежду (работы Л. С. Поповой, А. А. Веснина
и др. над постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова).
Применительно
к зарубежным пластич. иск-вам термин "К." в значит, мере усло-'вен: в архитектуре
он обозначает течение внутри функционализма, стремящееся подчеркнуть
экспрессию совр. конструкций, в живописи и скульптуре - одно из авангардистских
течений, использовавшее нек-рые формальные поиски раннего сов. К. (скульпторы
Н. Габо, А. Певзнер).
В литературе
конструктивистские тенденции, отвечавшие "левым" требованиям "революции
формы" (преобразования языка, стиха, жанров), стимулировались лозунгами
ЛЕФа.
(ориентация
на "конструкцию материалов" вместо интуитивно найденного стиля, монтаж
или чкинематографичность" в прозе, "агитпоэзию", газетный язык). Как самостоятельное,
преим. поэтическое течение К. провозглашён К. Л. Зелинским, И. Л. Сельвинским
и А. Н. Чичериным в 1923 (манифест - в их сб. "Мена всех", 1924). В 1924
оформился Литературный центр конструктивистов (ЛЦК), в к-ром участвовали
наряду с И. Л. Сельвинским и К. Л. Зелинским (теоретик группы) В. А.Луговской,
В.М.Инбер, Б.Н.Агапов, Е. И. Габрилович, Туманный (Н. Н. Панов), А. П.
Квятковский и др.; организационно примыкал Э. Г. Багрицкий. В тео-ретич.
установках К. (в противовес ЛЕФу) признавал суверенные права поэзии, однако
закономерности её развития как явления духовной культуры во многом подменялись
ориентацией на прогресс "технической оснастки культуры" [напр., принцип
"грузофикации слова", или "конструкторского" распределения материала: "максимальная
нагрузка потребности на единицу его, т. е. коротко, сжато, в малом - многое,
в точке - всё" ("Менавсех", [сб.], 1924, с. 8), что в крайнем выражении
приводило к стилю лозунга и рекламы (опыты А. Н. Чичерина)]. С др. стороны,
выражением конструктивной "организованности" явился "локальный принцип"
- "конструирование" темы из наиболее сопричастных ей слов и ритмов; в поэтич.
лаборатории И. Л. Сельвинского авторская речь растворялась в языке персонажа
или описываемой среды (стихотворение "Вор", 1922, целиком на воровском
жаргоне), применялась фонетич. транскрипция с обозначением тона для передачи
"ритмических соответствий" произношению (напр., песенного или плясового
лада). Конструктивисты осваивали в поэзии приёмы прозы ("инфляция прозы"),
особые пласты лексики и др. (проф. речь, жаргоны); отказываясь от лирич.
эмоций, предпочитали чётко организованную фабульную поэзию, эпич. жанры.
Но "стиля эпохи", как замышляли, они не создали. В 1930 группа ЛЦК самораспустилась.
Роль ЛЦК в сов. поэзии определяется не ошибочными теоретич. установками,
а самим творчеством входивших в него талантливых поэтов (во главе с И.
Л. Сельвинским), оставивших живое поэтич. наследие.
Илл. см. на
вклейках, табл. II, III, стр. 64-65).
Лит.: Ган
А., Конструктивизм, Тверь, 1922; "Кино-фот", 1922 - 23; "Современная архитектура",
1926 - 30; Литературные манифесты (от символизма к Октябрю), М., 1929;
Из истории советской архитектуры. 1917 - 1925 гг. Документы и материалы,
М., 1963; Советское литературоведение и критика. Библиографический указатель,
М., 1966; Из истории советской архитектуры. 1926 - 1932 гг. Документы и
материалы, М., 1970. С. О. Хан-Магомедов (введение, архитектура),
В.
И. Ракитин (художественное конструирование, графика, театрально-декорационное
искусство), А. А. Морозов (литература).
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я