КОНТ
(Comte)
Огюст (19.1.1798, Монпелье, - 5.9.1857, Париж), французский философ, один
из основоположников позитивизма и бурж. социологии. В 1817-22 был
секретарём А. Сен-Симона, затем - экзаменатором и репетитором Политехнич.
школы в Париже. Позднее жил на деньги, собираемые его сторонниками. Главные
соч. К., излагающие основы философии позитивизма, относятся к первому периоду
творчества К. (до сер. 40-х гг.). Наибольшую известность К. принёс "Курс
позитивной философии" (т. 1-6, 1830-42, рус. пер. под назв. "Курс положительной
философии", т. 1-2, 1899-1900). Позитивизм К. рассматривал как среднюю
линию между эмпиризмом и мистицизмом: по К., ни наука, ни философия не
могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, "как"
они происходят. В соответствии с этим наука, по К., познаёт не сущности,
а только феномены. Вслед за Сен-Симоном К. развил идею т. н. трёх стадий
интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отд. индивида), определяющих,
в конечном счёте, всё развитие общества. На первой, теологич. стадии все
явления объясняются на основе религ. представлений; вторая, метафизич.
стадия заменяет сверхъ-естеств. факторы в объяснении природы сущностями,
причинами; задача этой стадни - критическая, разрушительная, она подготовляет
последнюю - позитивную, или науч., стадию, на к-рой возникает наука об
обществе, содействующая его рациональной организации. Социология К. разделяется
на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми ("естественными") условиями
существования любого обществ, строя, и социальную динамику, изучающую естеств.
законы обществ, развития. Значит, место в системе К. занимает классификация
наук, иерархию к-рых К. строил по степени уменьшения их абстрактности или
степени увеличения сложности.
Основное соч.
К. второго периода - "Система позитивной политики" (т. 1-4, 1851-54) -
проникнуто духом религиозности и мистицизма. В качестве "социальной физики"
социология должна, по К., обосновывать науч. политику, примиряя принципы
"порядка" и прогресса, реставраторские и революц. тенденции; тем самым
социология выступает как "позитивная мораль", относящаяся не к индивиду,
а к человечеству. К. провозгласил создание новой "религии человечества",
изображая в деталях её культ, катехизис и т. д. Социологич. и политич.
идеи К. были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом (см.
Соч., 2 изд., т. 33, с. 138; т. 39, с. 326-27). Позитивистские идеи К.
получили широкую популярность среди естествоиспытателей 19 в., гл. обр.
благодаря изложению их в соч. Э. Литтре (Франция) и англ, позитивистов
Дж. С. Милля и Г. Спенсера,
Соч. в рус.
пер.- Дух позитивной философии, СПБ, 1910; [Соч. и отрывки], в сб.: Родоначальники
позитивизма, в. 2, 4, 5, СПБ, 1910-13.
Лит.: Кедров
Б. М., Классификация наук, т. 1, М., 1961, с. 99-141; Кон И. С., Позитивизм
в социологии. Л., 1964; Mill J. S., A. Comte and positivism, 2 ed., L.,
1866; Levy-Bruhl L., La philosophic d'A. Comte, P., 1900; Оstwa1d W., A.
Comte. Der Mann und sein Werk, Lpz., 1914; Мauduit R., A. Comte et la science
economique, P., 1929; Reiсhe K., A. Comtes Geschichtsphilosophie, Tubingen,
1927; Gouhier H., La vie d'A. Comte, 3 ed., P., 1931; eго же, La jeunesse
d'A. Comte et la formation du positivisme, v. 1 - 3, P., 1933-41; Lacroix
J., La socio-logie d'A. Comte, P., 1956; Arbousse-Bastide P., La doctrine
de 1'education universelle dans la philosophic d'A. Comte, t. 1-2, P.,
1957; Steinhauer M., Die pohtische Soziologie A. Comtes, Meisenheim am
Glan, 1966. Б. С. Грязное.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я