КОНТАКТНАЯ ЭЛЕКТРОСВАРКА
способ сварки металлов, при к-ром детали нагреваются
проходящим в месте контакта электрич. током и сдавливаются (осаживаются).
В зависимости от метода нагрева различают К. э. сопротивлением и оплавлением.
При К. э. сопротивлением соединение образуется в результате плавления,
плотного сжатия деталей и кристаллизации металла в виде литого ядра. При
К. э. оплавлением детали лишь соприкасаются, но благодаря большой плотности
тока в местах контакта деталей металл быстро нагревается, превращается
в жидкие перемычки, которые растекаются, образуя на поверхности тонкий
слой жидкого металла. При осаживании находящийся в пластическом состоянии
металл удаляется, сварное соединение образуется по всей плоскости касания.
К. э. осуществляют
на контактных сварочных машинах. Сварочный трансформатор машины понижает
напряжение сети до 1-15 в. Для сжатия деталей и подвода тока силой
1-200 ка служат электроды из сплавов меди. Мощность машин 0,5-500
ква.
Усилие сжатия 0,01-100 кн (1-10 000 кгс) создаётся пневмогидроприводом
или рычажно-пружинным механизмом. Ток длительностью от 0,01 до 10 сек
включается контакторами с электронным управлением. Выпускают стационарные,
передвижные и подвесные контактные машины, универсальные и специализированные.
По виду сварного
соединения различают К. э.: точечную, рельефную (разновидность точечной),
шовную (роликовую) и стыковую. Наиболее распространена точечная сварка
(рис., о), позволяющая осуществлять до 600 соединений в 1 мин; применяется
как для соединения тончайших деталей (до 0,02 мкм) электронных приборов,
так и для сварки стальных конструкций из листов толщиной до 20 мм в
автомобиле-, самолёте- и судостроении, в с.-х. машиностроении и др. отраслях.
Рельефной сваркой соединяют детали по предварительно образованным на них
выступам. Одновременно можно производить сварку в точках либо получать
непрерывный шов по кольцевому рельефу. При шовнойсварке (рис., в) образуется
непрерывный плотный шов, в к-ром сварные точки частично перекрывают одна
другую. Электродами служат ролики, вращаемые электроприводом, осуществляющие
не только сжатие деталей, но и подвод тока и перемещение изделия. Шовную
сварку применяют при изготовлении баков для бензина, труб, сосудов, работающих
под давлением, и др. изделий. Стыковую сварку (рис., а) применяют для соединения
проволок, стержней, полос, а также деталей из разнородных металлов; для
соединения рельсов и газопроводных труб, колёс автомобилей и различных
деталей сложного профиля из высокопрочных сталей и алюминиевых сплавов.
Применение стыковой К. э. обеспечивает непрерывность мн. процессов, напр,
проката металла. Свариваемые сечения 10- 100 000 мм2.
К. э.- высокопроизводительный,
легко автоматизируемый процесс соединения металлов, эффективный в массовом
и крупносерийном произ-ве.
Лит.: Хренов
К. К., Сварка, резка и пайка металлов, 4 изд., М., 1973
К. К. Хренов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я