КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
современный наиболее экономичный вид транспортировки грузов,
используемый как во внутр., так и в междунар. сообщениях. К. п. выполняются
различными видами сухопутного, водного и возд. транспорта при помощи съёмных
транспортных приспособлений - контейнеров. В контейнерах можно транспортировать
любые грузы, допущенные соответствующими правилами к перевозке. К. п. позволяют
значительно сокращать трансп. издержки.
Впервые в мире
К. п. были применены в России в 1889, в нач. 30-х гг. 20 в. появились универсальные
контейнеры для бестарной перевозки штучных грузов на ж. д. В СССР создана
мощная контейнерная трансп. система. В нач. 70-х гг. для перевозки грузов
в контейнерах было приспособлено более 1200 ж.-д. станций и подавляющее
большинство морских и речных портов. Для транспортировки контейнеров ежесуточно
используется св. 8 тыс. ж.-д. вагонов, более 10 тыс. автомобилей и сотни
морских и речных судов. На перегрузке контейнеров занято более 3 тыс. подъёмно-трансп.
машин. Значит, часть К.п. в СССР выполняется контейнерными поездами-экспрессами,
среднесуточный пробег к-рых превышает 1000 км. Транзитная перевозка
контейнеров из Японии через СССР в страны Зап. Европы и обратно занимает
не более 13 суток.
Развитие К.
п. определяет уровень технич. прогресса в организации транспортировки грузов.
В СССР планируется дальнейшее развитие и увеличение объёма перевозок грузов
в среднетоннаж-ных и особенно в крупнотоннажных контейнерах. Для управления
К. п. в составе Мин-ва путей сообщения СССР создано (1972) Всесоюзное объединение
по контейнерам и пакетным перевозкам ("Союз-трансконтейнер") с широкой
сетью периферийных предприятий. И. П. Сиваев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я