КОНТРОЛЬ АВТОМАТИЧЕСКИЙ
в
машиностроении, процесс контроля размеров деталей машин, при к-ром действия
оператора полностью или частично заменены действиями механизмов измерит.
устройств. Цель К. а.- сокращение времени, затрачиваемого на контроль,
устранение субъективности оценки качества. Осн. операции К. а.: загрузка
деталей, установка их на контрольные позиции, контроль и разделение деталей
на годные и бракованные. По степени автоматизации различают К. а., осуществляемый
автоматами (процесс автоматизирован полностью), полуавтоматами (автоматизирована
одна или неск. операций), контрольными приспособлениями. К. а. применяют,
для измерения одного параметра и однрвременной или последоват. проверки
неск, параметров одной детали. Иногда к К. а. относят контроль активный.
По
назначению (в зависимости от числа групп деталей после контроля) различают
две группы К. а. К первой группе относят К. а., при к-ром в пределах допуска
выделяется только одна группа годных деталей, остальные детали (одна или
две группы) - бракованные. Из бракованных выделяют детали, к-рые можно
исправить (напр., диаметр вала больше допустимого) и к-рые нельзя исправить
(напр., диаметр вала меньше допустимого). Такой контроль обычно осуществляют
на контрольных автоматах или полуавтоматах, осн. назначение к-рых - приёмка
готовой продукции вместо оператора-контролёра. Ко второй группе относят
К. а., при к-ром в пределах допуска выделяют неск. групп годных деталей,
используемых при селективной сборке машин. Для такого контроля предназначаются
контрольные автоматы или полуавтоматы; их основное назначение - облегчение
технологич. процесса изготовления. К. а., при котором осуществляют только
рассортировку деталей на годные и бракованные, часто наз. пассивным в отличие
от активного контроля, к-рый влияет на изменение режимов обработки или
определяет конец обработки.
Наибольшее
распространение имеет К. а. второй группы, т. к. он позволяет упростить
процесс изготовления деталей и удешевить производство. Это достигают изготовлением
деталей по расширенным допускам, а точное сопряжение деталей при сборке
обеспечивают соединением деталей из соответствующих размерных групп. Такой
К. а. характерен для массового произ-ва, когда оказывается экономически
нецелесообразным изготовлять детали с малыми допусками (подшипниковая,
автотракторная и некоторые др. отрасли пром-сти). К. а. первой группы распространён
меньше, т. к. предусматривает проверку всех изделий, что часто является
экономически нецелесообразным и технически необоснованным. Однако этот
вид К. а. эффективен в нек-рых случаях, напр, при неустойчивом технологич.
процессе, к-рый практически не поддаётся регулированию, поэтому возможно
появление брака в любой момент обработки, и в др. случаях.
К. а. осуществляется
различными контрольно-измерительными средствами, выбор к-рых определяется
номенклатурой проверяемых изделий и требованиями технологии. Экономич.
эффективность К. а. зависит от конкретных условий производства. При стабильном
и хорошо налаженном технологич. процессе требуется только выборочный контроль
изделий через заданный промежуток времени или после изготовления партии
деталей. Наиболее эффективно при К. а. применение приборов активного контроля,
средств измерений, к-рые могут работать со счётно-решающими устройствами,
выдающими усреднённые показатели состояния технологич. процесса за определённый
промежуток времени, а также измерительных устройств с периодической самопроверкой
и корректировкой точности.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я