КОНФУЦИАНСТВО
этико-политическое
учение, возникшее в Др. Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие
духовной культуры, политич. жизни и обществ, строя Китая на протяжении
свыше двух тысяч лет. Основы К. были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием
и
затем развиты его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. С самого возникновения
К., выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии),
было активным участником в социально-политич. борьбе. Оно призывало к укреплению
обществ, строя и сложившихся форм гос. управления путём строгого соблюдения
древних традиций, идеализированных конфуци-анцами, и определённых принципов
взаимоотношений между людьми в семье и обществе. К. считало всеобщим законом
справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров
и эксплуатируемых, по его терминологии - людей умственного и физич. труда,
причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим
трудом. В Др. Китае существовали различные направления, между к-рыми велась
борьба, являвшаяся отражением острой социальной и политич. борьбы различных
обществ, сил того времени. В связи с этим находятся противоречивые толкования
конфуцианскими мыслителями осн. проблем К. (о понятии "небо" и его роли,
о природе человека, о связи этических принципов с законом и т. д.).
Главным в К.
были вопросы этики, морали и управления гос-вом. Осн. принципом конфуцианской
этики является понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений
людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования
на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности
и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности
государю, вежливости и т.д. Согласно К., постичь жэнь могут лишь избранные,
т. н. цзюнь цзы ("благородные мужи"), т. е. представители высших слоев
общества; простолюдины же - сяо жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в
состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам
и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция
и его последователей,- яркое выражение социальной направленности, классового
характера К.
К. уделяло
большое внимание вопросам т. н. гуманного управления, опираясь на идею
обожествления власти правителя, существовавшую до К., но им развитую и
обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по
повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась К.
священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять",
К. придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имён"),
к-рое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять
обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен
быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". К. призывало
государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи
добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного
права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями. Один из наиболее
видных последователей Конфуция - Мэн-цзы (4-3 вв. до н. э.) в своих высказываниях
допускал даже мысль о том, что народ имеет право свергнуть путём восстания
жестокого правителя. Эта мысль определялась в конечном счёте сложностью
социально-политич. условий, наличием сильных пережитков первобытнообщинных
отношений, острой классовой борьбой и распрями между существовавшими тогда
в Китае царствами. В такой обстановке в К., направленном на укрепление
существующего обществ, строя, допускалась иногда критика отдельных правителей
с противопоставлением им "мудрых" и "добродетельных" государей отдалённых
времён (т. е. родоплеменных вождей) - Яо, Шуня, Вэнь Вана и др. В этой
связи находится и проповедь К. социальной утопии об обществе Да тун ("Великого
единения"), "золотого века" в истории Китая, во времена к-рого якобы не
было войн и распрей, существовали равенство людей и подлинная забота о
народе.
К. в дальнейшем
эволюционировало, заимствовав мн. черты других др.-кит. идеологич. течений,
в особенности легиз-ма (см. Фацзя), что являлось объективной необходимостью
в условиях создания централизованной империи Хань, для управления
к-рой требовался гибкий и разветвлённый адм. аппарат. Во главе его могли
встать конфуцианцы, владевшие наукой управления на базе патернализма, традиций
и освоившие легист-ские методы управления на основе законов и наказаний.
Реформированное К. эпохи Хань, одним из главных представителей к-рого был
Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.), объединивший конфуцианскую этику с натурфилософией
и космологич. взглядами даосизма и школы натурфилософов (инь-ян-цзя),
укрепило своё положение в обществе централизованной деспотии. В 136 до
н. э. при имп. У-ди оно было провозглашено офиц. доктриной и после
этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч
лет (до бурж. Синьхайской революции 1911), поддерживая существование феодально-абсолютистской
деспотической власти. В К. усиливаются религ.-мистич. и реакц. черты. На
первый план выдвигаются положения о небе как о предопределяющей божественной
силе, о зависимости общества, человека от воли неба, о божественном происхождении
власти государя - "сына неба", о верности подданного государю, о господстве
"сына неба" над всеми народами Вселенной. Т. о., К. как господствующая
идеология, веками проповедуя культ императора как исполнителя "воли неба",
насаждало в народе фанатическую преданность "сыну неба", китаецентризм,
шовинизм и пренебрежительное отношение к другим народам. К. как этико-политич.
и религ. система проникло во все поры обществ, жизни и в течение мн. веков
определяло нормы морали, семейные и обществ, традиции, науч. и филос. мысль,
препятствуя их дальнейшему развитию и выработав определённые стереотипы
в сознании народа, в особенности среди интеллигенции. К. ещё больше укрепилось
после острой борьбы с буддизмом в 7-8 вв. Большая роль в этом принадлежала
известному писателю и мыслителю Хань Юю
(768-824), выступившему с резкой критикой буддизма и в защиту К.
Новый этап
развития К. относится к эпохе Сун (960-1279) и связан с именем Чжу Си
(1130-1200)
- известного учёного-историка, филолога и философа, к-рый является создателем
обновлённого К., философской системы неоконфуцианства.
Неоконфуцианство
восприняло и сохранило осн. принципы древнего К., его реакц. положения
о незыблемости социальных порядков, о естественном характере разделения
людей на высших и низших, благородных и подлых, о главенствующей роли "сына
неба" - повелителя Вселенной. Неоконфуцианство также было поставлено на
службу правящему классу и официально признано ортодоксальной господств,
идеологией, к-рая вплоть до нового времени сковывала и тормозила развитие
обществ.-политич. и филос. мысли, препятствовала прогрессу науки и техники,
способствовала изоляции Китая от европ. цивилизации и её прогрессивной
научно-технич. мысли, что явилось одним из факторов, обусловивших относительную
отсталость Китая в новое время. Такую же роль, как в Китае, неоконфуцианство
играло в Японии, Корее и Вьетнаме.
Бурж. реформатор
Кан
Ю-вэй и его сторонники в конце 19 - нач. 20 вв. предприняли попытку,
оказавшуюся безуспешной, модернизировать К., к-рое всё более вступало в
противоречие с изменяющимися в связи с развитием капита-листич. отношений
в стране условиями обществ, бытия. В период движения "4 мая" 1919 (см.
"Четвёртого мая" движение), когда наряду с обществ.-политич. борьбой
были выдвинуты требования заменить старую отжившую культуру новой, демократической
и более передовой, К. был нанесён сильный удар. Тем не менее и после этого
оно продолжало играть значит, роль в обществ, жизни Китая. В период господства
чанкайшист-ского гоминьдана (1927-49) идеология К. была поставлена на службу
гоминьдановской реакции. Даже после создания КНР К. продолжает оказывать
нек-рое влияние на определённые слои населения страны, способствуя распространению
культа личности и возрождению китае-центризма и национализма.
Источи.: Лунь
юй чжэн и ("Беседы и суждения" с комментариями), в кн.: Чжу-цзы цзи-чэн
(Собр. произв. древних мыслителей), т. 1, Пекин, 1957; Мэн-цзы чжэн и ("Мэн-цзы"
с комментариями), там же, т. 2; Сюнь-цзы цзи цзе ("Сюнь-цзы" со сводными
комментариями), там же; Попов П. С-, Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904;
его же, Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, СПБ, 1910; Legge
J., The Chinese classics, v. 1 - 5, Hongkong, 1960. Лит.: Георгиевский
С., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Василье в В. П., Религии Востока.
Конфуцианство, буддизм и даосизм, СПБ, 1873; Петров А. А., Очерк философии
Китая, в кн.: Китай, М-, 1940; Радуль-За-туловский Я. Б., Конфуцианство
и его распространение в Японии, М.- Л., 1947; Быков Ф. С., Зарождение общественно-политической
и философской мысли в Китае, М., 1966; Васильев Л. С., Культы, религии,
традиции в Китае, М., 1970; Creel Н, G., Confucius. The man and the myth,
L., 1951; Levenson J. R., Con-fucian China and its modern fate, v. 1-3,
Berk.- Los Ang.- L., 1958-65; Wright A. F. (ed.), The Confucian persuasion,
Stanford, 1960. Л.И.Цуман.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я