КОНЦЕРТ

КОНЦЕРТ (нем.
Konzert, от итал. concerto - концерт, гармония, согласие, от лат. concerto
- состязаюсь), муз. произведение, в к-ром меньшая часть участвующих инструментов
или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю, выделяясь
за счёт тематич. рельефности муз. материала, красочности звучания, использования
всех возможностей инструментов или голосов. Наиболее распространены К.
для одного солирующего инструмента с оркестром, реже встречаются К. для
2-4 инструментов с оркестром. Особые разновидности составляют кончерто
гроссо,
концертная симфония (см. Симфония), К. для одного инструмента
(без оркестра), К. для голоса (голосов) с оркестром, для хора а капелла.
Типические черты К.- блестящий, виртуозный характер сольной партии, состязание
солиста с оркестром. Вокально-инструментальный К. поли фонич. склада возник
в Италии на рубеже 16-17 вв. Первые образцы инструментального К. появились
в Италии же в кон. 17 в.; в 18 в. важный вклад в его формирование внесли
А. Вивальди и И. С. Бах. Классич. тип инструментального К. сложился в творчестве
И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена. Он представляет собой 3-частный
цикл, в к-ром, в отличие от обычного сонатно-симфонич. цикла, отсутствует
скерцо (менуэт). В 1-й части применяется т. н. двойная экспозиция - сначала
темы проводятся в оркестре, затем у солиста с участием оркестра. После
репризы 1-й части (иногда и 3-й части) имеется виртуозная сольная каденция.
Бетховен
в своих К. сочетает виртуозный характер сольной партии, глубокую содержательность
музыки и подлинную симфоничность развития (5 К. для фп. с оркестром, К.
для скрипки с оркестром, "тройной" К. для фп., скрипки и виолончели с оркестром).
Позднее обозначились две разновидности К.- "виртуозный", в к-ром господствует
инструментальное "концертирова-ние", и "симфонизированный" с преобладанием
симфонич. типа развития. В 19- 20 вв. наряду с 3-частными создавались и
2-, 4- и 5-частные, а также 1-частные К.- малой формы (концертштюк,
концертино)
и
более развитый, подобный симфонич. поэме (создан Ф. Листом, автором 2 К.
для фп. с оркестром). Яркие образцы фп. концерта принадлежат Р. Шуману,
Ф. Шопену, И. Брамсу, Э. Григу, скрипичного - Н. Паганини, Ф. Мендельсону,
И. Брамсу, виолончельного - А. Дворжаку. Существуют К. для флейты, гобоя,
кларнета, валторны и др. инструментов с оркестром. Выдающиеся произведения
в жанре К. создали рус. композиторы П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов.
Всеобщее признание получил ряд К. сов. композиторов - С. С. Прокофьева,
А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра и
др. Сов. композиторы заложили основы новых разновидностей К., создав ряд
К. для нар. инструментов (балалайки, домры и др.) с оркестром.


Лит.: Орлов
Г. А., Советский фортепианный концерт, Л., 1954; Хохлов Ю., Советский скрипичный
концерт, М., 1956: Раабен Л., Советский инструментальный концерт, Л., 1967;
ScheringA., Geschich-te des Instrumentalkonzerts bis auf die Ge-genwart,
2. Aufl., Lpz., 1927. Л.Н.Раабен.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я