КОРДОВСКИЙ ХАЛИФАТ
феод, гос-во на Пиренейском п-ове со столицей в г. Кордова.
Возникло из Кордовского эмирата, осн. в 756 Омейядом Абдаррахманом I,
бежавшим в Испанию от преследований Аббасидов. К кон. 9 в. эмират фактически
распался на отд. феод, владения. Абдаррахман III восстановил политич.
единство гос-ва, в 929 провозгласил себя халифом. Правители К. х., так
же как и кордовские эмиры, вели почти непрерывные войны с христ. гос-вами
на С. п-ова: Астурийским и На-варрским. К. х. был централизованной деспотией.
Главой всего гос. аппарата и первым лицом после халифа был хаджиб (камергер).
Господствующее
положение в К. х. принадлежало крупной зем. аристократии, как арабо-берберской,
так и частично сохранившейся вестготской, принявшей ислам (араб.- муваллады,
исп.- ренега-дос) или оставшейся христианской (мо-сарабы). Видное место
в гос-ве занимало крупное купечество. Осн. массу производителей составляло
крестьянство; заметную роль в с.-х. произ-ве играл труд рабов (в крупных
владениях, принадлежавших знати). Господствующей формой эксплуатации была
издольная аренда: доля крестьянина не превышала 1/3 урожая. При взимании
податей практиковалось исчисление налога по оценке урожая на корню. Гор.
ремесленники и мелкие торговцы страдали от откупов. Усиленной эксплуатации
подвергались гор. низы мосарабов и евреев, на к-рых верхушка общин перекладывала
осн. налоговые тяготы. Жёсткий контроль, установленный Абдаррахманом III
и особенно усилившийся при аль-Мансу-ре, усугубил тяжёлое положение трудящегося
населения и в то же время помог правящей верхушке К. х. временно ослабить
сопротивление нар. масс (в Кор-довском эмирате в 8-9 вв. борьба нар. масс
принимала форму вооруж. восстаний, напр, восстания в Толедо и Кордове в
814, в Кордове в 829, 854 и др.).
К. х., особенно
в период наибольшего расцвета (10 в.), был одним из самых передовых в экономич.
отношении гос-в в Европе с высокоразвитым с. х-вом и ремесленным произ-вом
в гос. мастерских, в к-рых широко применялся труд рабов. Важное место занимали
судостроение и горная пром-сть. Значительно выросло число городов и увеличилось
их население.
Развитие торговли
и рост междунар. значения К. х. вели к расширению его дипломатия. связей
(посольства в Византию в 945 и 955, в Германию -955 и 969).
В К. х. сложились
яркая и своеобразная культура и наука (см. в статьях Арабская культура,
Мавританское искусство). Учёным К. х. принадлежит видное место в сохранении
традиций антич. науки в Европе. Политика веротерпимости, к-рой придерживались
правители К. х. до нач. 2-го десятилетия 11 в., способствовала участию
в развитии науки и культуры как мусульман, так и немусульман.
В нач. 11 в.
в К. х. наступил период феод, смут (с 1009 по 1031 сменилось 6 халифов,
ни один из к-рых не обладал реальной властью). В 1031 последний халиф Хишам
III был свергнут и изгнан из Кордовы. К. х. распался на множество мелких
эмиратов.
Наиболее крупные
правители К. х.: Абдаррахман III (правил в 912-61, до 929 - эмир), аль-Хакам
II (961-76), хаджиб Мухаммед ибн Абу Амир аль-Мансур (в ср.-век. европ.
источниках Альмансор), фактический правитель (976-1002) К. х. после смерти
Ха-кама II, сын аль-Мансура Абд аль-Ма-лик (1002-08).
Лит.: Крачковский
И. Ю., Арабская культура в Испании, М.- Л., 1937; Леви-Провансаль Э,, Арабская
культура в Испании, [пер. с франц.], М., 1967; Соdеra F., Estudios criticos
de historia arabe-espanola, [v. 1 - 3], Saragosse, 1903 - 17; Gonzales
Palencia A., Historia de la Espana musulmana, 4 ed., Barcelona- B. Aires,
1940; см. также лит. к ст. Абдаррахман. Л. Е. Куббелъ.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я