КОРНЕЛЬ
(Corneille)
Пьер (6.6.1606, Руан,-1.10.1684, Париж), французский драматург. Чл. Франц.
академии с 1647. Сын адвоката. Лит. деятельность начал с галантных стихов,
за к-рыми последовали комедии "Мелита, или Подложные письма" (пост. 1629,
изд. 1633) и др., трагикомедия "Клитандр, или Освобождённая невинность"
(пост. 1630-31, изд. 1632), трагедия "Медея" (пост. 1635, изд. 1639). Эти
произв. были поисками жанровой формы. Трагикомедия "Сид" (пост, и изд.
1637), конфликт к-рой (борьба долга и страсти) отражает центр, противоречие
времени - отношение личности к складывающемуся в форме абсолютной монархии
нац. гос-ву, ознаменовала начало театра франц. классицизма. И хотя в "Сиде"ещё
сильна атмосфера вольности, что и было гл. причиной осуждения пьесы Франц.
академией, в нём уже звучит тема гос-ва как высшего начала жизни, получившая
дальнейшее развитие в трагедиях "Гораций" (пост. 1640, изд. 1641), "Цинна,
или Милосердие Августа" (пост. 1640-41, изд. 1643) и др. Победа разума
над чувством, гражд. доблести над индивидуальными страстями, торжество
героич. воли составляют пафос трагедий К. нач. 40-х гг. Он находитвыражение
и в классической, рационалистически строгой и ясной форме пьес, в к-рой
всегда ощутима организующая художеств, воля драматурга. Принципы поэтики
классицизма К. стремится приложить и к комедии ("Лжец", пост. 1643, изд.
1644).
Начиная с трагедии
"Родогуна..." (пост. 1644-45, изд. 1647), в театре К. намечаются новые
мотивы, вызванные разочарованием в абсолютистском гос-ве, к-рые определили
характер его пьес конца 40-х гг., получивших впоследствии название трагедий
"второй манеры" К. Не судьбы нации, а династич. борьба за престол, мир
дворцовых интриг и преступлений составляют содержание этих пьес. Образ
монарха - тирана, движимого личным честолюбием, становится центр, фигурой
театра К. Не находя больше разумного обществ, содержания, воля его героев
предстаёт как иррациональная, извращённая, преступная сила; драму движет
слепая случайность, и принцип простоты и ясности, свойственный поэтике
классицизма, сменяется нарочитой запутанностью интриги. К. делает попытки
отойти от канонов классицизма и создать новые жанровые формы, промежуточные
между трагедией и комедией ("Дон Санчо Арагонский", пост. 1649, изд. 1650).
Демократич. тенденция этой пьесы, явившаяся отголоском обществ, подъёма,
вызванного оживлением оппозиционных абсолютизму сил, нашла дальнейшее развитие
в лучшей трагедии позднего К. "Никомед" (пост, и изд. 1651), заканчивающейся
нар. восстанием. После провала "Пертарита..." (пост. 1651, изд. 1653) К.
уходит из театра и возвращается к театр, деятельности лишь в 1659. Трагедии
К. 60-х гг. "Серторий" (пост, и изд. 1662), "Отон" (пост. 1664, изд. 1665)
и др. свидетельствуют о творч. упадке драматурга. К. оказался в стороне
от новых проблем времени. С театром он простился пьесой "Сурена" (пост.
1674, изд. 1675). Последние годы почти ничего не писал; умер в нищете,
всеми забытый. Новая слава пришла к К. в эпоху Просвещения и Великой французской
революции. В России трагедии К. переводились и ставились уже в 18 в. Особенно
популярен К. был в годы борьбы с деспотизмом Екатерины II и во время декабристского
движения. Новые переводы трагедий К. были сделаны в конце 19 в. и в сов.
время (М. Л. Лозинским).
Соч.: CEuvres,
v. 1 - 12, P., 1862-68; в рус. пер.- Избранные трагедии, М.. 1956; Театр
французского классицизма. П. Корнель, Ж. Расин, М., 1970.
Лит.: Батюшков
Ф. Д., Корнелиев "Сид", СПБ, 1895; Балашов Н. И., П. Корнель, М., 1956;
Сигал Н. А., П. Корнель. 1606-1684, Л.- М., 1957; Klemperer V., P. Corneille,
Munch., 1933; Dort В., P. Corneille dramaturge, [P., 1957]; Des cotes M.,
Les grands roles du theatre de Corneille..., P., 1962 (имеется библ.).
В. Я. Бахмутский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я