КОРПУС СУДНА
осн.
часть судна, состоящая из оболочки и каркаса (набора корпуса судна).К.
с. обеспечивает плавучесть, общую и местную прочность судна, а также
возможность размещения людей, грузов, оборудования, вооружения и др., обусловленных
назначением судна. Внеш. оболочка К. с. (днищевая и бортовая обшивка и
палубный настил) обеспечивает его непроницаемость и может быть многослойной.
Внутр. оболочки, делящие К. с. на отсеки, носят назв.: второе дно, вторые
или внутр. борта, нижние палубы, платформы, переборки. Набор и обшивка
являются неотъемлемыми элементами всякого К. с., наличие палуб и переборок
зависит от назначения судна. Различают основной корпус и надпалубные конструкции,
расположенные на верх, непрерывной палубе (надстройки судовые, рубки,
мачты и др.).
В совр. судостроении
для постройки К. с. применяют сталь, сплавы алюминия, титана, пластмассы,
дерево, железобетон. Наибольшее распространение для изготовления К. с.
различных размеров и назначения получила т. н. корпусная сталь в виде листов,
полос, профильного проката (полособульбового, таврового, углового, фигурного)
с пределом текучести от 220 до 700 Мн1/м2 (от 22 до 70 кгс/мм2).
Соединение
отд. стальных деталей К. с. осуществляется сваркой, в нек-рых случаях -
клёпкой. Сплавы алюминия, дерево и пластмассы применяют в основном для
постройки корпусов малых судов, а также надпалубных конструкций. Титановые
сплавы используются преим. при постройке прочного' корпуса подводных лодок,
железобетон - при изготовлении корпусов барж, доков, дебаркадеров и др.
См. также Судно.
Лит.: Барабанов
Н. В., Конструкция корпуса морских судов, Л., 1969. А. И. Максимаджи.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я