Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > КОРРИГИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ КОЛЁС

КОРРИГИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ КОЛЁС

КОРРИГИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ КОЛЁС (от лат. corrigo - исправляю, улучшаю), приём улучшения
формы зубьев эвольвентного зубчатого зацепления. При нарезании зубчатых
колёс исходный стандартный контур производящей рейки смещают в радиальном
направлении так, что её делительная прямая не касается делительной окружности
колеса. При этом можно использовать нормальный реечный зуборезный инструмент
(гребёнку,
червячную фрезу и т. п.) или долбяки. Обработку ведут на зубообраба-тывающем
станке
методом обкатки (см. Зубонарезание),
нарезая колёса с
требуемым смещением исходного контура.


К. з. к. появилось
как средство устранения нежелательного подрезания ножки зуба у колёс с
малым числом зубьев из-за несовершенства инструмента. Современное К. з.
к. имеет более общее значение и практически выражается в преднамеренном
смещении исходного контура, к-рое является одним из осн. геометрич. параметров
зубчатых колёс. Смещение от центра колеса может быть отрицательным или
положительным (рис. 1). В случае положит, смещения для профиля зубьев используются
участки эвольвенты с большими радиусами кривизны,
что повышает контактную прочность зубьев, а также увеличивает их прочность
на излом. К. з. к. может быть использовано для повышения качества зацепления
как двух колёс, так и зацепления колеса с рейкой. Целесообразный выбор
смещений может уменьшить скольжение зубьев друг по другу, снизить их износ,
уменьшить опасность заедания и повысить кпд передачи.


К. з. к. позволяет
изменять межосевые расстояния в зубчатых передачах, что даёт возможность
решать ряд важных конструктивных задач. Напр., в коробках скоростей, планетарных
механизмах и др. можно разместить между двумя валами передачи, у к-рых
одно и то же колесо входит в зацепление с колёсами, имеющими разные числа
зубьев, или при ремонте нестандартные зубчатые передачи можно заменять
стандартными.


При расчёте
геометрии корригированных зацеплений пользуются коэфф. смещения х, к-рый
равен смещению исходного контура, делённому на модуль зубчатого колеса.
При
назначении xдля 1-го и хнеобходимо учитывать ограничивающие условия: отсутствие или ограничение
подреза ножки зуба; отсутствие интерференции, т. е. взаимного пересечения
профилей зубьев при относительном движении колёс; получение достаточного
коэфф. перекрытия, надёжно обеспечивающего вхождение в
зацепление последующей пары зубьев, пока предыдущая не вышла из зацепления;
отсутствие заострения зубьев, т. е. получение достаточной толщины зубьев
у вершины. В СССР разработан удобный способ учёта этих условий т. н. блокирующими
контурами - кривыми, построенными в координатах x
и
x . Эти графики
отражают указанные ограничения и образуют замкнутый контур, очерчивающий
зону допустимых сочетаний x и х(рис.
2). Для каждого сочетания чисел зубьев колёс (?строится свой блокирующий контур. Если к передаче не предъявляется особых
требований, то xи хв зоне допускаемых
значений выбирают по общим рекомендациям, учитывающим улучшение всех свойств
зацепления (т. н. универсальные системы К. з. к.). При наличии спец. требований
к передаче (напр., высокая прочность зубьев на излом и т. п.) ?? и
хг
выбирают
из условия наиболее полного удовлетворения этих требований (спец. системы
К. 3. к.). Н.Я.Нибегг.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я