КОРРИГИРОВАНИЕ ЗУБЧАТЫХ КОЛЁС
(от лат. corrigo - исправляю, улучшаю), приём улучшения
формы зубьев эвольвентного зубчатого зацепления. При нарезании зубчатых
колёс исходный стандартный контур производящей рейки смещают в радиальном
направлении так, что её делительная прямая не касается делительной окружности
колеса. При этом можно использовать нормальный реечный зуборезный инструмент
(гребёнку,
червячную фрезу и т. п.) или долбяки. Обработку ведут на зубообраба-тывающем
станке методом обкатки (см. Зубонарезание),
нарезая колёса с
требуемым смещением исходного контура.
К. з. к. появилось
как средство устранения нежелательного подрезания ножки зуба у колёс с
малым числом зубьев из-за несовершенства инструмента. Современное К. з.
к. имеет более общее значение и практически выражается в преднамеренном
смещении исходного контура, к-рое является одним из осн. геометрич. параметров
зубчатых колёс. Смещение от центра колеса может быть отрицательным или
положительным (рис. 1). В случае положит, смещения для профиля зубьев используются
участки эвольвенты с большими радиусами кривизны,
что повышает контактную прочность зубьев, а также увеличивает их прочность
на излом. К. з. к. может быть использовано для повышения качества зацепления
как двух колёс, так и зацепления колеса с рейкой. Целесообразный выбор
смещений может уменьшить скольжение зубьев друг по другу, снизить их износ,
уменьшить опасность заедания и повысить кпд передачи.
К. з. к. позволяет
изменять межосевые расстояния в зубчатых передачах, что даёт возможность
решать ряд важных конструктивных задач. Напр., в коробках скоростей, планетарных
механизмах и др. можно разместить между двумя валами передачи, у к-рых
одно и то же колесо входит в зацепление с колёсами, имеющими разные числа
зубьев, или при ремонте нестандартные зубчатые передачи можно заменять
стандартными.
При расчёте
геометрии корригированных зацеплений пользуются коэфф. смещения х, к-рый
равен смещению исходного контура, делённому на модуль зубчатого колеса.
При
назначении x
подреза ножки зуба; отсутствие интерференции, т. е. взаимного пересечения
профилей зубьев при относительном движении колёс; получение достаточного
коэфф. перекрытия, надёжно обеспечивающего вхождение в
зацепление последующей пары зубьев, пока предыдущая не вышла из зацепления;
отсутствие заострения зубьев, т. е. получение достаточной толщины зубьев
у вершины. В СССР разработан удобный способ учёта этих условий т. н. блокирующими
контурами - кривыми, построенными в координатах x
x
отражают указанные ограничения и образуют замкнутый контур, очерчивающий
зону допустимых сочетаний x
2). Для каждого сочетания чисел зубьев колёс (?
требований, то x
значений выбирают по общим рекомендациям, учитывающим улучшение всех свойств
зацепления (т. н. универсальные системы К. з. к.). При наличии спец. требований
к передаче (напр., высокая прочность зубьев на излом и т. п.) ?? и
хг
выбирают
из условия наиболее полного удовлетворения этих требований (спец. системы
К. 3. к.). Н.Я.Нибегг.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я