КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
международное, совокупность норм меж-дунар. права, регулирующих
отношения между различными гос-вами, а также государств с междунар. межправительств,
орг-циями в связи с осуществлением космич. деятельности и устанавливающих
междунар.-правовой режим космич. пространства, Луны и др. небесных
тел.
К. п. как отрасль
совр. междунар. права начало складываться в 60-х гг. 20 в. в связи с осуществлением
гос-вами космич. деятельности, начало к-рой было положено запуском в СССР
4 окт. 1957 первого в истории человечества искусств, спутника Земли. Термин
«К. п.» прочно утвердился в официальных советских дипломатич. документах,
в науч. лит-ре большинства социалистич. стран. В капи-талистич. гос-вах
(США, Великобритании, Франции, Италии и др.) применяются термины «К. п.»
(Space Law, Law of Outer Space, droit de 1 espace extra-atmo-spherique,
Weltraumrecht, diritto spazia-le), а также «межпланетное право», «аст-ронавтическое
право» и др.
Источниками
К. п., как и др. отраслей совр. междунар. права, являются междунар. договор
и междунар. обычай. Важную роль в разработке норм К. п. играет ООН, в рамках
к-рой был выработан и принят ряд резолюций и проектов междунар. соглашений
в этой области. В 1959 был образован спец. Комитет ООН по использованию
космич. пространства в мирных целях, в к-ром имеются научно-технич. и юридич.
подкомитеты, рабочие группы по навигац. спутникам, по изучению земных ресурсов
с помощью спутников, по прямому вещанию с помощью спутников и др.
Хотя К. п.
возникло сравнительно недавно, уже имеется целый ряд междунар. документов,
содержащих нормы К. п. Это прежде всего Договор о принципах деятельности
гос-в по исследованию и использованию космич. пространства, включая Луну
и др. небесные тела (Договор о космосе 1967)', Декларация правовых
принципов, регулирующих деятельность гос-в по исследованию и использованию
космич. пространства, принятая 13 дек. 1963 в виде резолюции Ген. Ассамблеи
ООН; Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космич.
пространстве и под водой
(Московский
договор 1963); договорённость между СССР и США о неразмещении в космич.
пространстве объектов с ядерным оружием и др. видами оружия массового уничтожения
(подтверждена 17 окт. 1963 резолюцией Ген. Ассамблеи ООН); Соглашение о
спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных
в космич. пространство, одобренное Ген. Ассамблеей ООН 19 дек. 1967 (22
апр. 1968 в Москве, Лондоне и Вашингтоне Соглашение было открыто для подписания
всеми гос-вами, вступило в силу 4 дек. 1968). Конвенция о междунар. ответственности
за ущерб, причинённый космич. объектами, одобренная Ген. Ассамблеей ООН
29 ноября 1971 (открыта для подписания в Москве, Лондоне и Вашингтоне 29
марта 1972). Важное значение имеют решения Чрезвычайной адм. конференции
радиосвязи от 1963 и 1971 по вопросу выделения частот для космич. радиослужб.
Кроме того, имеется значит, число двусторонних и многосторонних междунар.
соглашений по науч.-технич. сотрудничеству в области исследования и использования
космоса.
Важное значение
для дальнейшего развития междунар. К. п. имело Соглашение между СССР и
США о сотрудничестве в исследовании и использовании космич. пространства
в мирных целях от 24 мая 1972. 15 нояб. 1971 в Москве было подписано Соглашение
о создании междунар. системы и организации космич. связи «Интерспутник»
(15 июля 1972 Соглашение вступило в силу). С 1964 функционирует система
связи с помощью спутников «Интелсат» (США).
Основополагающие
принципы междунар. К. п. содержатся в Договоре о космосе 1967: свобода
исследования и использования космич. пространства и небесных тел; частичная
демилитаризация космич. пространства (запрещение размещать любые объекты
с ядерным оружием или любыми др. видами оружия массового уничтожения) и
полная демилитаризация небесных тел; запрещение нац. присвоения космич.
пространства и небесных тел; распространение на деятельность по исследованию
и использованию космич. пространства и небесных тел осн. принципов междунар.
права, включая Устав ООН; сохранение суверенных прав гос-в на запускаемые
ими космич. объекты; междунар. ответственность гос-в за нац. деятельность
в космосе, в т. ч. и за ущерб, причинённый космич. объектами; предотвращение
потенциально вредных последствий экспериментов в космич. пространстве и
на небесных телах; оказание помощи экипажам космич. кораблей в случае аварии,
бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки; содействие междунар.
сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космич. пространства
и небесных тел.
Значит, вклад
в формирование и развитие К. п. внёс СССР; по его инициативе был заключён
в 1967 Договор о космосе, а в 1968 - Соглашение о спасании космонавтов.
В 1971 Сов. Союз выступил с предложением разработать междунар. договор
о Луне, а в 1972- с предложением заключить Конвенцию о принципах использования
гос-вами искусств, спутников Земли для непосредств. телевизионного вещания.
В ООН были представлены соответствующие проекты соглашений. Сов. Союз добивается
запрещения ис пользования
космич. пространства в военных целях, рассматривая такое запрещение как
лучший способ обеспечения использования космич. пространства исключительно
в мирных целях. Сов. пр-во ещё в 1958 выступило с предложением о запрещении
использования космич, пространства в военных целях и о междунар. сотрудничестве
в области изучения космич. пространства (это предложение вошло в качестве
составной части в сов. проект договора о всеобщем и полном разоружении
).
К. п. развивается
в 2 главных направлениях. С одной стороны, это процесс конкретизации и
развития принципов договора 1967 (Соглашение 1968 о спасании и Конвенция
1972 о междунар. ответственности за ущерб - первые шаги в этом направлении).
Совершенствование техники космич. полётов выдвигает вопрос о целесообразности
и возможности установления высотного предела распространения гос. суверенитета
в надземном пространстве (т. е. определение понятия космич. пространства),
заслуживает внимания проблема разработки мер правового характера для предотвращения
засорения и заражения космоса. Другое направление развития К. п. непосредственно
связано с использованием искусств, спутников Земли и орбитальных станций
для связи, телевещания, метеорологии, навигации и изучения природных ресурсов
Земли. Важное значение приобретает междунар.-правовое регулирование в области
космич. метеорологии в целях взаимного обмена метеоданными и координации
метеорологич. деятельности различных стран.
К космич. проблемам,
в т. ч. и к их междунар.-правовому аспекту, значительный интерес проявляют
специализированные и др. учреждения ООН. Изучением проблем К. п. занимается
целый ряд неправительств, междунар. орг-ций: Межпарламентский Союз, Междунар.
ин-т космич. права, Ассоциация междунар. права, Ин-т междунар. права и
др. Во многих гос-вах созданы н.-и. центры по изучению проблем К. п. (в
СССР эти проблемы изучаются в различных н.-и. учреждениях, созданы также
Комиссия по правовым вопросам межпланетною пространства АН СССР и Комитет
космич. права Сов. ассоциации междунар. права).
Лит.: Космос
и международное право. Сб. статей под ред. Е. А. Коровина, М., 1962; Жуков
Г. П., Космическое право, М., 1966; Пирадов А. С., Космос и международное
право, М., 1970. Г.П.Жуков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я