КОСМОДРОМ

КОСМОДРОМ (от
космос
и греч. dromes - бег, место для бега), комплекссооружений, оборудования
и земельных участков, предназначенный для приёма, сборки, подготовки к
пуску и пуска космических ракет. Нек-рые К. включают земельные участки
для падения отработанных ступеней ракет и один из измерит, пунктов командно-измерит.
комплекса. Гл. объекты К.- технич. позиция и стартовый комплекс (рис. 1).
Вспомогат. и обслуживающие объекты и службы К.: измерит, пункты с кинотеодолитными
станциями и радиотехнич. системами для измерения параметров начальных участков
и в первую очередь активных траекторий движения ракет; расчётные бюро с
ЭВМ для вычисления полётных заданий и траекторий движения ракет; зона хранения
компонентов топлива; иногда заводы для производства жидкого кислорода,
азота, водорода; система энергоснабжения (теплоэлектроцентрали, электросиловые
станции, трансформаторные подстанции и линии электропередач); жилой городок
с управленч. службами, учебным центром и комплексом бытовых и культурно-массовых
учреждений; система водоснабжения; система связи и телевидения; ремонтная
база и складское хозяйство; аэродром; подъездные пути и трансп. коммуникации,
включая ж.-д. узел.


Техническая
позиция (ТП) - комплекс сооружений с общетехнич. и специальными технологич.
оборудованием и подъездными путями, обеспечивающий приём, хранение и сборку
ракеты-носителя (РН) и космич. объектов ( КО), их испытания, заправку и
пристыковку КО к РН. На ТП располагаются монтаж-но-испытат. корпус (МИК),
монтажно-испытат. корпус КО, заправочная станция КО, компрессорная станция
с реси-верной, электросиловая или трансформаторная подстанция и служебные
здания. Для твердотопливных РН в состав ТП дополнительно могут входить
типичное хранилище секций твердотопливных ускорителей, здание их осмотра,
хранилище секций, готовых к использованию, и здание сборки и пристыковки
твердо-топливных ускорителей. Ступени и узлы РН пвступают в МИК, иногда
для избежания транспортировки больших ступеней РН в собранном виде завершающие
сварочные операции по изготовлению крупных узлов производятся в МИК. Сборка
РН выполняется двумя осн. способами: горизонтальная сборка отд. ступеней
и РН в целом и пристыковка к ней КО; вертикальная сборка отд. ступеней,
сборка всей РН и пристыковка КО в МИК в вертикальном положении на передвижной
части пусковой системы (рис. 2) . Первый способ наиболее распространён.
Для РН, работающих на жидком топливе и имеющих твердотопливные ускорители,
строятся 2 МИК: для сборки и испытаний жидкостной ракеты и для сборки твердотопливных
ускорителей и пристыковки их к жидкостной ракете. После сборки РН проходит
автономные и комплексные испытания. Параллельно производятся сборка и испытания
КО. В комплект испытательного оборудования для КО входят также барокамеры
для испытаний КО в целом или его элементов на герметичность в условиях
глубокого вакуума. Заправка КО компонентами топлива производится на заправочной
станции ТП. Криогенными компонентами топлива (кислородом,водородом, фтором,
аммиаком и т. п.) КО заправляется на стартовой позиции. Из запра-


вочной станции
КО перевозится в МИК, где пристыковывается к РН. После проверки правильности
стыковки космич. ракета транспортируется на стартовую позицию.




Стартовый комплекс
(СК) - комплекс спец. технологич. оборудования, сооружений с общетехнич.
оборудованием, подготовленных участков земли с подъездными путями, необходимыми
для доставки космич. ракеты на СК, установки на пусковую систему, испытаний,
заправки и пуска.В состав спец. сооружений СК входят: пусковая установка;
командный пункт; хранилища компонентов топлива и устройства для заправки
ими РН и КО; трансформаторная подстанция и резервная дизель-электрич. станция;
холодильные установки или холодильный центр и др. СК может иметь неск.
стартовых площадок (табл.). На стартовой позиции транспортно-устано-вочный
агрегат поднимает ракету в вертикальное положение и опускает её на пусковую
систему. Стационарные установщики монтируются около пусковой системы; ж.-д.
транспортно-установоч-ная тележка с ракетой наезжает на стрелу-платформу
и вместе с ней поднимается в вертикальное положение. Пусковая система обеспечивает
приём, вертика-лизацию и удержание ракеты, подвод к
ней электрич. заправочных, пневматич. дренажных и пр. коммуникаций и пуск
ракеты. Пусковые системы могут иметь кабель-заправочные мачты, механизмы
стыковки электро- и пневморазъёмов, наполнительных и дренажных соединений.
Мачты выполняются отбрасываемыми и стационарными. Кабель-заправочные мачты
иногда выполняют функции агрегатов обслуживания. Для СК, не имеющих стационарных
заправочных средств, на стартовую площадку подаются передвижные заправщики.
Компоненты топлива обычно дозируются автоматически по датчикам уровней
топлива в баках ракеты. Применяется также дозировка счётчиками-расходомерами.
Для заправки сжатыми газами станции газоснабжения могут иметь воздушные
компрессоры высокого давления, гелиевые компрессоры и газификаторы жидкого
азота с плунжерными насосами высокого давления. Перед заправкой производится
термостатирование топлива для обеспечения допустимой разницы темп-р окислителя
и горючего; максимальной и минимальной темп-р компонентов, поступающих
в двигатель ракеты; требуемого значения плотности топлива; переохлаждения
криогенных компонентов. Переохлаждение продолжается в течение всего времени
нахождения ракеты на пусковой системе. Если переохлаждение не применяется,
испарение компонентов в ракете компенсируется автома-тич. подпиткой. Все
процессы подготовки к заправке, включая процессы хранения топлива, и заправка
осуществляются обычно автоматически. Посадка космонавтов производится после
окончания заправки РН и КО. Все операции предстартовой подготовки фиксируются
на пульте пуска набором транспарантов готовно-стей. После полной готовности
всех систем подаётся команда и включается автоматич. схема пуска.


Первый ИСЗ
был запущен с космодрома Байконур (СССР), за рубежом космические
ракеты запускались с К.: США - Ванденберг (Калифорния), мыс Кеннеди (Флорида),
Уоллопс (Виргиния); Франция - Хаммагир (Алжир), Куру (Франц. Гвиана); Италия
- Сан-Марко (у берегов Кении); Япония - Утиноура; КНР - Чанчэнцзе; Великобритания
- Вумера (Австралия).


Лит.: Космонавтика,
М., 1970 (Маленькая энциклопедия); «Aviation Week», 1965, ?. 83, № 1. p.
36-37. 41-43, 1966, ?. 84, № 25, p. 71-182;«Hydraulics and Pneumatics».
1967, v. 20, N2 12, p. 90-93; «Mechanical Engineering», 1969, ?. 91, №6
- 10; «SpaceflighU, 1971, ?. 13, № 2, p. 61 - 65.


Техническая
характеристика американских стартовых комплексов








































































Характеристика
комплекса


СК-39
для ракет-носителей «Сатурн-5»


СК-37
для ракет-носителей «Сатурн-1»


СК-40-41
для ракет-носителей «Титан-ЗС»


Общая
площадь, га


48,6


48


8,4


Стоимость
комплекса, млн. долл.


800


65


176


Количество
стартовых площадок


21


22


2


Транспорт
для перевозки ракет или их ступеней


Гусеничный
транспорт


2
колёсных транспортёра для ступеней I и II


2
локомотива по 735,5 квт. (1000 л. с.)


Время
подготовки ракет к пуску, сут


50-70


25


1


Время
ремонта после пуска, суш


14-42


30-603


до
14





1
Одна площадка законсервирована; с неё был произведён только запуск «Аполлона-10».
2
Одна площадка законсервирована. 3 30-60 сут - время на
подготовку к пуску и ремонт.






А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я