КОСМОПОЛИТИЗМ
(от
греч. kosmopolites - космополит, гражданин мира), идеология т. н. «мирового
гражданства»; реакц. бурж. идеология, проповедующая отказ от нац. традиций
и культуры, патриотизма, отрицающая гос. и нац. суверенитет.
Со времени
своего возникновения понятие К. имело различное содержание, определяемое
конкретно-историч. условиями. Кризис антич. полиса и создание гос-ва Александра
Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитических
воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатации (Александр
Македонский, Марк Аврелий). К. киников Антисфена и Диогена Синопского выражал
отрицат. отношение к полису. Стоики, гл. обр. Зе-нон из Китиона,
в космополитич. идеале искали обществ, форму, к-рая бы сделала возможной
жизнь каждого человека по единому всемирному закону. К. кире-наиков выражен
в словах: «ubi bene, ibi patria» («где хорошо, там и отечество»).
В эпоху феодализма
осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала католич. церковь.
В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феод,
раздробленности (Данте, Т. Кампанелла). Абстрактно-гуманистич. идеал мирового
гражданства в эпоху Просвещения выражал идеи освобождения индивида от феод.
оков. В Германии, в противоположность феод.-партикуляристскому «патриотизму»
и княжескому деспотизму, идеи мирового гражданства развивались у Г. Э.
Лессин-га, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, И. Канта, И. Г. Фихте в своеобразном
единстве с патриотич. идеями. Бурж. К. отражает природу капитала, стремящегося
туда, где его ожидает наибольшая прибыль. "Буржуазия путем эксплуатации
всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим"
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 427). Бурж. К. не
исключает национализма угнетающих наций, а возникает на его почве.
Космополитич.
идеи получили распространение в эпоху империализма, отражая объективную
тенденцию капитализма к интернационализации, действующую наряду с тенденцией
к образованию нац. гос-в. К. представляет собой неотъемлемую часть идеологии
империализма: бурж. политич. науки (проповедь мировой политич. интеграции,
наднац. и меж-гос. монополистич. организаций); эконо-мич. теории (реакционно-утопич.
проекты создания планируемой мировой капита-листич. экономики); права (теории
между-нар. правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные
на отрицании нац. и гос. суверенитета). Космополитич. идеи создания мирового
гос-ва или мировой федерации выдвигаются в совр. условиях также представителями
гуманистич. пацифизма (напр., предложение о превращении ООН в мировое гос-во).
Однако подобные теории носят явно утопич. характер, т. к. не учитывают
существования гос-в с различ. социальным строем, а также борьбы народов
за нац. освобождение.
Пролетарский
интернационализм
противоположен
бурж. К. Космополитизм призывает к слиянию наций путём насильственной ассимиляции.
Марксисты же рассматривают перспективу постепенного и добровольного сближения,
а затем и слияния наций с точки зрения объективного хода обществ, развития,
свидетельствующего о том, что это длительный процесс, наступающий в результате
освобождения и расцвета наций.
Лит.: Маркс
К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2: их же, Немецкая
идеология, там же, т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же,
т. 4; Ленин В. И., О праве наций на самоопределение, Поли. собр. соч.,
5 изд., т. 25; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там
же, т. 27: его ж е, О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме»,
там же, т. 30; Модржинская Е. Д., Космополитизм - империалистическая идеология
порабощения наций, М., 1958, Кузьмин Э. Л., Мировое государство: иллюзии
или реальность?, М., 1969; Социологические проблемы международных отношений,
М., 1970.
Е. Д. Модржинская.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я