КОЧЕВНИЧЕСТВО

КОЧЕВНИЧЕСТВО номадизм
(от греч. nomas, род. падеж nomados - кочующий), особая форма хоз. деятельности
и связанного с ней образа жизни. Термин "К." в основном применяется к образу
жизни скотоводов аридной (засушливой) зоны, но иногда употребляется и по
отношению к более архаическим хозяйственно-культурным типам бродячих охотников
и собирателей. К. возникло в ходе обществ, разделения труда, при выделении
скотоводства в самостоят, вид х-ва. Значит, часть проблем, связанных с
К., ещё не разработана и среди учёных существует много различных точек
зрения. К. зародилось в кон. 2-го- нач. 1-го тыс. до н. э. в среде горно-степ-ных
племён Евразии. С ростом производит, сил и заселением новых областей часть
племён переходила в степях, полупустынях и пустынях от оседлого и полу-оседлото
пастушеского скотоводства к подвижному скотоводству. В течение 1-го тыс.
до н. э. и в первые века н. э. К. получило большое распространение в Центр.,
Ср., Зап. Азии, Причерноморье, несколько позднее в Сев. Африке. Переход
к К. способствовал росту поголовья скота, освоению ранее незаселённых областей
аридной зоны, развитию связей меж ду племенами. Наиболее приспособленными
для К. животными оказались овцы, лошади, верблюды и козы. В арктич. зоне
в сравнительно позднее время под влиянием юж. скотоводч. племён сложилось
кочевое оленеводство. Скотоводство, составлявшее осн. занятие кочевников
и полукочевников, сочеталось, как правило, с др. видами занятий: земледелием,
торговлей, охотой. Нередко часть того или иного племени кочевала, а часть
была оседлой. В различных природных условиях сложились разные формы кочевания:
"меридиональное" (стада перегонялись летом на С., зимой - на Ю.), "пустынное"
(кочевание велось от колодца к колодцу или вокруг колодца), "вертикальное"
(кочевание с зимних пастбищ, расположенных в долинах, на летние высокогорные)
и др. Для К. характерны специфич. явления материальной и духовной культуры
и устойчивое сохранение пережитков племенной структуры. В кочевые группы
для выпаса скота и перекочёвок объединялись обычно плем. подразделения;
существовали племена и союзы племён. Идеологически такая форма организации
осмысливалась в виде общности происхождения, обычно легендарной, т.к. действит.
кровное родство имело место только в мелких кочевых группах. О формах собственности
и обществ, отношений у кочевников-скотоводов в эпохи рабовладения и феодализма
в лит-ре нет единого мнения (см. Феодализм). С глубокой древности
у них была развита частная собственность на скот и специфическая, вытекающая
из условий кочевого скотоводства, общинная форма собственности на пастбища
и источники воды. Но уже ср.-век. документы свидетельствуют, что вожди
и зажиточные скотоводы, используя свою власть и экономич. положение, захватывали
лучшие участки пастбищ в личное пользование. Нередко эксплуатация скрывалась
под разными формами соседской помощи. Длит, время сохранялись патриархальные
формы рабства, продажа рабов, захваченных во время воен. набегов. Сущность
и характер обществ, разделения труда обусловливали во все историч. периоды
необходимость экономич., политич. и культурных связей между кочевниками-скотоводами
и оседлыми земледельцами. Мирные отношения иногда прерывались враждебными
столкновениями. В истории нередко образование кочевниками крупных временных
объединений ("кочевых империй"), иногда превращавшихся в мощные феодальные
гос-ва на территориях с оседлым земледельч. населением (гос. образования
в монгольское и послемонг. время в Ср. Азии, Иране и др.). Однако в феод,
эпоху
в условиях К. произ-во развивалось очень медленно, что задерживало
и развитие социальных отношений. С кон. 19 в. начался кризис кочевого скотоводства,
вызванный развитием капиталистич. животноводства и распространением механич.
транспорта, вследствие чего часть кочевников перешла на оседлость.


В нач. 20 в.
в царской России К. преобладало у казахов, киргизов, части туркмен, бурят,
балкарцев, карачаевцев, ногайцев, алтайцев и др. В ряде стран Центр, и
Зап. Азии и Сев. Африки ещё сохранились большие группы кочевников (среди
монголов, арабов, курдов, белуджей и др.). Широкий и планомерный перевод
кочевников на оседлость при разнообразной гос. помощи имел место в СССР
и происходит в МНР.


Лит.: Маркс
К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, Маркс К..Энгельс
Ф., Соч., 2 изд.. т. 46. ч. 1; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной
собственности и государства, там же, т. 21; Владимирцов Б. Я., Общественный
строй монголов, Л., 1934; Першиц А. И., Хозяйство и общественно-политический
строй Северной Аравии в XIX - первой трети XX вв., М., 1961; Руденко С.
И., К вопросу о формах скотоводческого хозяйства и о кочевниках, в кн.:
Географическое общество СССР. Материалы по отделению этнографии, ч. 1,
Л., 1961; Батраков В. С., Хозяйственные связи кочевых народов с Россией,
Средней Азией и Китаем (с XV до половины XVIII вв.), Таш., 1958; Абрамзон
С. М., Формы родоплеменной организации у кочевников Средней Азии, в сб.:
Родовое общество, М., 1951; Жданко Т. А., Международное значение исторического
опыта перехода кочевников на оседлость в Средней Азии и Казахстане, "Советская
этнография", 1967, №4; Потапов Л. Н., Из истории кочевничества, "Вестник
истории мировой культуры", 1957, № 4; Марков Г. ?., Некоторые проблемы
общественной организации кочевников Азии, "Советская этнография", 1970,
№ 6; Толыбеков С. Е., Кочевое общество казахов в XVII - начале XX вв.,
А.-А., 1971; Viehwirtschaft und Hirtenkultur. Ethnographische Studien,
Bdpst, 1969. Г. Е. Марков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я