КРАМСКОЙ
Иван
Николаевич [27.5(8.6).1837, Острогожск, ныне Воронежской обл.,-24.3(5.4).
1887, Петербург], русский живописец, рисовальщик и художеств, критик. Идейный
вождь рус. демократич. художеств, движения 1860-80-х гг. Происходил из
бедной мещанской семьи. В 1857-63 учился в АХ в Петербурге; в её стенах
выступил против академич. иск-ва, явился инициатором "бунта четырнадцати",
к-рый завершился выходом из АХ её выпускников, организовавших Артель
художников. Под воздействием идей рус. революц. демократов К. утверждал
представление о высоком общественном долге художника, принципы реализма,
идейности и народности иск-ва. Стал одним из гл. создателей и идеологов
Т-ва передвижных художеств. выставок (см. Передвижники). В 1863-68
преподавал в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств. Создал галерею
портретов крупнейших рус. писателей, учёных, художников и обществ. деятелей
(портреты: Л. Н. Толстого, 1873, И. И. Шишкина, 1873, П. М. Третьякова,
1876, М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879,- все в Третьяковской гал.; С. П. Боткина,
1880, частное собр., Москва), в к-рых выразит. простота композиции , ясность
рисунка и тщательность светотеневой моделировки подчёркивают ведущую роль
углублённой психологич. характеристики. Точно воссоздавая облик, особенности
духовно-психич. склада, богатство и интенсивность внутр. жизни моделей,
портреты К. воплощают одновременно возвышенные морально-этич. и эстетич.
идеалы художника, его представления о человеке-гражданине. Демократич.
взгляды К. нашли наиболее яркое выражение в портретах крестьян, отразивших
душевное богатство и внутр. достоинство человека из народа, а порой и зреющий
в нём социальный протест ("Полесовщик", 1874, Третьяковская гал.; "Мина
Моисеев", 1882, Рус. музей, Ленинград; "Крестьянин с уздечкой", 1883, Киевский
музей рус. иск-ва). Центр. произв. К.-"Христос в пустыне" (1872, Третьяковская
гал.). Продолжая гума-нистич. традицию А. А. Иванова, К. трактует
религ. сюжет в морально-филос. плане, придаёт ему актуальное общественное
звучание. "Очеловечив" Христа, придав его драматич. переживаниям глубоко
психологич. жизненное истолкование, К. воплотил в картине сложные раздумья
современников над судьбами мира, идею героич. самопожертвования. Стремясь
к расширению идейно-худо-жеств. содержания образов, К. создал произв.,
стоящие на грани портрета и те-матич. картины ("Некрасов в период "Последних
песен"", 1877-78, "Неизвестная", 1883, "Неутешное горе", 1884,- все в Третьяковской
гал.). Они отличаются интересом к раскрытию сложных душевных движений,
характеров и судеб. В ряде поздних произв. художника проявились черты салонной
красивости.
Демократич.
направленность творчества К., его проницат. критич. суждения об иск-ве,
свойственные ему настойчивые поиски объективных обществ. критериев оценки
художеств. произведений оказали существенное влияние на развитие демократич.
иск-ва и художеств. мысли в России последней трети 19 в.
Илл. см. на
вклейке к стр. 193.
Соч.: Письма.
Статьи. т. 1 - 2. М., 1965- 1966.
Лит.: Иван
Николаевич Крамской. Его жизнь, переписка и художественно-критические статьи.
1837 - 1887, СПБ, 1888; Ре-пин И. Е., Иван Николаевич Крамской. Памяти
учителя, "Русская старина", 1888. Гмай]; Гольдштейн С. Н., И. Н. Крамской,
М., 1965.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я