КРАН-БАЛКА
(от
голл. kraanbalk), разновидность подъёмного крана мостового типа,
у к-рого тельфер передвигается по ездовой балке. Балка опирается ходовыми
колёсами на рельсы, к-рые обычно уложены на верхних полках подкрановых
балок, расположенных под потолком обслуживаемого помещения, крытой площадки
или участка. В нек-рых конструкциях ходовые колёса опираются на нижние
полки подкрановых двутавровых балок; К.-б. такой конструкции наз. подвесными,
или катучими (рис.).
К.-б. бывают
однопролётные (шир. пролёта 6-15 м) и многопролётные (до 100 м).
Механизмы
К.-б. приводятся в действие электродвигателем, питающимся от сети (через
контактный
провод или кабель). Управление механизмами осуществляет машинист из
кабины, подвешенной к ездовой балке, или с пола помещения при помощи кнопочного
пульта, соединённого с механизмами К.-б. кабелем. Грузоподъёмность К.-б.
обычно 1-5 т.
К.-б., или
катабалка, на судах - простейший подъёмный поворотный кран для подъёма
и спуска становых (носовых) якорей. Имеет вид изогнутой балки с блоком
на конце или стрелы с укосиной. Подъём якоря осуществляют вручную или от
брашпиля.
Устанавливают
1 К.-б. на баке или 2 по бортам бака. На парусных деревянных судах роль
К.-б. выполняют 2 деревянных неподвижных кронштейна (балки на скулах бака),
т. н. крамболы.
Э. И.Ридель.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я