КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ
типхристианского
храма, сложившийся в развитом ср.-век. зодчестве Византии. В классич. варианте
К.-к. х. четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками,
на к-рые опирается барабан, перекрытый куполом;
переходом
от арок к барабану служат паруса. Между опорами по осям храма крестообразно
расходятся к внеш. стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате
угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами. Эта
устойчивая система взаимосвязанных пространств. ячеек обусловливает стройную
композицию К.-к. х. Главную роль в ней играет центр. купол, высоко поднятый
на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже
- угловые помещения. Эта композиция наглядно обозрима и изнутри, и снаружи
храма. Наряду с организацией пространства большую роль в создании архит.
образа играет пластич. выразительность массивных стен и опор. В композицию
интерьера К.-к. х. с его большими поверхностями стен и сводов органично
включается визант. система храмовой росписи.
Тип К.-к. х., возникнув в 6 в., окончательно
сформировался в 9-12 вв. в константинопольской школе (см. Византия).
В
др. школах визант. зодчества развились варианты К.-к. х.: храмы с куполом
на тромпах, укреплённых на восьми опорах; храмы с куполом, опирающимся
на две свободно стоящие опоры и на две стены; храмы, в к-рых добавлены
по два столба со стороны апсид и входа (в ср.-век.
Крестово-купольный храм. Аксонометрия.
Греции). Известны также К.-к. х. с
куполами, перекрывающими рукава креста, и др. В. М. Полевой.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я