КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ , введение в Др.
Руси в кон. 10 в. христианства как гос. религии. Разложение первобытнообщинного
строя и возникновение классового гос-ва подготовили условия для смены языческой
религии христианством. Уже в сер. 9 в., ввиду тесных связей Руси с Византией,
христианство в его греко-православной форме получило распространение среди
господствующего класса Руси. В 10 в. христианами были многие приближённые
кн. Игоря, а его жена Ольга ок. 955 приняла христианство. Однако гос. религией
оно стало лишь в связи с принятием христианства и массовым крещением славян,
проведённым в 988-989 кн. Владимиром Святосла-вичем. С этого времени
христианство активно распространялось феод. гос-вом и формирующейся церк.
организацией. В силу того, что церковь являлась составной частью структуры
феод. общества, она помогала становлению феод. способа произ-ва, освяшая
господство и подчинение, проповедуя незыблемость и справедливость классового
эксплуататорского общества. Введение христианства как единой гос. идеологии
способствовало сплачиванию территории и укреплению Древнерус. гос-ва. Была
создана централизованная организация священнослужителей. Единство религии
с религиями др. стран Европы делало Древнерус. гос-во частью мирового христ.
общества, сблизило Русь с Византией. Рус. церковь стала частью Константинопольской
патриархии, и Византия долгое время стремилась поставить Русь в зависимость
от себя. Принятие христианства привело также к изменениям в культуре др.-рус.
общества и её обогащению. На Руси распространяются достигшие высокого развития
в Византии живопись и архитектура, а также письменность и письм. лит-ра.
Но в то же время преследовалось языческое, народное в своей основе иск-во:
декоративное, музыкальное, хореографическое. Введение христианства, сопровождавшее
внедрение феодальных порядков, встречало сопротивление нар. масс, в 11
в. антифеод. выступления нередко приобретали форму движений против новой
религии в защиту язычества. До 13 в. распространённость христ. религии
ограничивалась в основном городами, после монголо-тат. нашествия христианство
широко проникло и в деревню, хотя там отд. пережитки язычества сохранялись
вплоть до 19 в.


Лит.: Повесть временных лет,
ч. 1-2, М. - Л., 1950; Бахрушин С. В., К вопросу о крещении Киевской Руси,
"Историк-марксист", 1937, № 2; Будовниц И. У., Общественно-политическая
мысль Древней Руси (XI-XIV вв.), М., 1960; Рыбаков Б. А., Первые века русской
истории, M.I 1964; Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.) [Критические
очерки]. М., 1966; Winter E., Russland und das Papsttum, t. 1, В.. 1960.
Я.Н.Шапов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я