КРИВОШИПНЫЙ МЕХАНИЗМ

КРИВОШИПНЫЙ МЕХАНИЗМ механизм
для преобразования одного вида движения в другой, имеет вращающееся звено
в виде кривошипа или коленчатого вала, связанное со стойкой
и другим звеном вращательными кинематическими парами (шарнирами). К. м.
обычно имеют вращательные и поступательные кинематические пары. К.
м. делятся на плоские (с движением всех звеньев в параллельных плоскостях)
и пространственные, четырёхзвенные и многозвенные. Наиболее распространённые
плоские четырёхзвенные К. м. делятся на три группы: шарнирные четырёхзвенные,
кри-вошипно-ползунные, кривошипно-кулисные.


Шарнирные четырёхзвенные К. м. бывают
двух видов: двухкри-вошипный для преобразования равномерного вращения одного
кривошипа в неравномерное вращение другого (рис. 1,а); частным случаем
является шарнирный параллелограмм для передачи вращения с одного кривошипа
на другой без изменения скорости (рис. 1,б); кривошип-но-коромысловый К.
м., преобразующий вращение кривошипа в качательное движение коромысла (рис.
1, в). Криво-


Рис. 1. Шарнирный четырёхзвен-ник:а
-
двухкри-вошипный; б - шарнирный параллелограмм; в- кри-вошипно
- коромы-словый; 1 и 2 - кривошипы; 3 - шатун; 4 -
коромысло.


шипно-ползунные механиз-м ы преобразуют
вращение кривошипа в прямолинейное возвратно-поступательное движение ползуна
или наоборот, широко используются в поршневых двигателях, насосах, компрессорах,
прессах


и других машинах. По расположению кривошипа
и ползуна различают К. м. центральные (рис. 2, а) и смещённые (рис.
2,6). Кривошипнокулисные механизмы обычно преобразуют равномерное вращение
кривошипа в неравномерное вращательное движение, качательное (рис. 3, а)
или
возвратно-поступательное (рис. 3, б) движение кулисы. К. м. с качающейся
кулисой используют в приводе движения резания металлорежущих станков. В
большинстве К. м. имеются т. н. мёртвые положения (см. рис. 2, а), в
к-рых передача движения на кривошип невозможна и при выходе из к-рых ведомый
кривошип может изменить направление вращения на обратное. Прохождение этих
положений в поршневых двигателях обычно обеспечивается инерцией звеньев.
При ведущем кривошипе вблизи мёртвых положений К. м. даёт значит. выигрыш
в силе, что используется в прессах и др. рабочих машинах для получения
больших сил на ползуне. Сложное движение шатунов К. м. иногда используют
для привода рабочих органов некоторых машин - тестомесилок, снегопогрузчиков
и др.


Кроме плоских четырёхзвенных механизмов,
в ряде случаев применяют плоские многозвенные К. м., напр. К. м. для привода
неск. шпинделей сверлильной головки, кривошипно-рычажный и кривошипно-коленный
механизмы кузнечных прессов, кривошипно-кулисный механизм привода гл. движения
поперечно-строгального станка (рис. 4). Пространственные четырёхзвенные
К. м. используют для получения качательного движения коромысла вокруг оси,
перпендикулярной оси вращения кривошипа (рис. 5). Н. Я. Ниберг.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я