КРОВНАЯ МЕСТЬ
обычай, возникший
и развившийся в догосударственном обществе как универсальное средство защиты
жизни, чести, имущества сородичей (соплеменников). Единый в своей основе,
обычай К. м. существовал в различных вариантах: у одних народов считалось
достаточным убить одного из представителей рода обидчика (т. е. не обязательно
его самого), у других К. м. должна была продолжаться до тех пор, пока число
жертв с обеих сторон не сравняется, и т. д.
В раннегосударств. обществах К. м.
не была ликвидирована, но была несколько ограничена: суживался круг мстителей
и ответчиков, принимались во внимание степень ущерба, пол, возраст, обществ.
положение объекта мести. Одновременно развивалась система композиций -
материального возмещения за ущерб. Напр., по саксонским обычаям К. м. распространялась
только на убийцу и его сыновей; по бургундским - только на самого убийцу,
был ограничен и круг лиц, имеющих право мстить; убийство в порядке К. м.
не могло быть совершено, напр., в помещении церкви. По Русской правде разрешалось
мстить брату за брата, сыну за отца и т. п., при отсутствии таковых назначался
штраф (вира); по Салической правде вместо К. м. выплачивался штраф
- вергельд. Как правило, К. м. запрещалась, если убийство было совершено
по неосторожности или случайно. В таком виде К. м. и композиции удерживались
во мн. странах и регионах, а в нек-рых из них (Албания, Сербия, Юж. Италия,
Корсика, Япония и др.) дожили до 20 в. В СССР К. м. и композиции, сохранявшиеся
у нек-рых народов Кавказа, Ср. Азии и др., рассматриваются уголовным законодательством
ряда союзных республик как преступления, составляющие пережитки местных
обычаев (см., напр., УК РСФСР, ст. 102, 231). В СССР К. м. практически
изжита.
Лит.: Косвен М. О., Преступление
и наказание в догосударственном обществе, М. Л., 1925.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я