КРОПОТКИН

КРОПОТКИН Пётр Алексеевич [27.1
(9.12).1842, Москва,-8.2.1921, Дмитров похоронен в Москве], русский револю-ционер,
один из теоретиков анархизма социолог, географ и геолог. Род. в
семье генерала, богатого помещика из древней княж. рода. Был камер-пажом
царя Окончил Пажеский корпус (1862), слу жил в Амурском казачьем войске,
затем чиновником особых поручений при ген. губернаторе Вост. Сибири. В
1864 путе-шествовал по неизученным р-нам Се.в Маньчжурии, в 1865 - по сев.
склону Вост. Саяна, в 1866 исследовал Патомское нагорье и Витимское плоскогорье
(Олёк-минско-Витимская экспедиция Рус. геогр об-ва). По окончании экспедиции
вышел в отставку (1867) и учился на физ.-мате-матич. ф-те Петерб. ун-та,
служил в Ста-тистич. к-те Мин-ва внутренних дел.


Ещё в Пажеском корпусе в значительной
мере под влиянием "Колокола" и "Современник" складывались
демократические воззрения К.; дальнейшее развитие они получили в годы пребывания
его в Сибири, где он наблюдал жизнь народа, был свидетелем полевого военного
суда в Иркутске над участниками Кругобайкалъ-ского восстания (1866).
Позднее революционное движение в Зап. Европе, особенно Парижская Коммуна
1871, деятельность Первого Интернационала и чтение социалистич. литературы
придали его взглядам революционный характер. В нач. 1872, посетив Бельгию
и Швейцарию, он примкнул к бакунистскому крылу Интернационала; в мае, возвратившись
в Россию, вошёл в об-во чайков-цев. К. вёл пропаганду среди петерб.
рабочих, составил записку "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего
строя?" (1873), в к-рой отразилось анархич. направление его взглядов. В
1874 арестован и заключён в Петропавловскую крепость, в 1876 бежал из тюремного
госпиталя и эмигрировал за границу. Провёл в изгнании св. 40 лет. С 1879
К. издавал в Женеве газ. "Револьте" ("Le Revolte"). В 1881 выслан из Швейцарии,
а в 1883 на Лионском процессе анархистов приговорён к 5 годам заключения.
В результате протестов общественности в 1886 освобождён из франц. тюрьмы.
Поселившись в Англии, К. занялся теоретич. разработкой проблем анархизма,
науч. работой в области социологии, биологии, географии; сотрудничал в
парижских журналах "Револьт" ("La Re-volte") и "Тан нуво" ("Les Temps Nou-veaux"),
основал в Лондоне газ. "Фридом" ("Freedom"), был одним из хранителей фонда
помощи рус. эмигрантам. К. называл своё учение анархич. коммунизмом, обоснованию
его он посвятил ряд работ (на франц. и англ. яз.): "Речи бунтовщика" (1885,
рус. пер. 1906), "Хлеб и воля" (1892, рус. пер. 1902), "Анархия, её философия,
её идеал" (1896, рус. пер., 1900), "Современная наука и анархия" (1913,
рус. пер. 1918) и др. Разделяя осн. принципы родоначальников анархизма,
он, в отличие от П. Ж. Пру дона, был сторонником социальной революции,
в которой видел не стихийный бунт (как считал М. А. Бакунин), а
сознательное действие народа, оплодотворённое рево-люц. мыслью. К. различал
в обществе два враждебных начала: "народное" и "начальническое", борьба
между к-рыми составляет содержание историч. процесса. Поступательное развитие
общества, по мнению К., осуществляется в форме чередования революц. скачков
и эволюц. процессов. Гл. содержанием будущей социальной революции К. считал
революц. творчество масс, а будущее общество представлялось ему союзом
вольных общин, объединённых свободным договором. По мысли К., первоочередные
задачи социальной революции составляют: экспроприация всего, что служит
или может служить эксплуатации (в т. ч. и предметов потребления), установление
прямого обмена гор. товаров на с.-х. продукты, интеграция труда (обработка
земли не только сел., но и гор. жителями, соединение интеллигентного и
физич. труда), сочетание умств. образования с физич. трудом. Анархо-коммунистич.
утопия К. выражала интересы мелкого производителя.


Анархич. доктрина К. непосредственно
связана с его естественнонауч. представлениями. В области биологии его
идеи о взаимопомощи как факторе эволюции, об отсутствии внутривидовой борьбы
представляли собой развитие одного из важных направлений дарвинизма. Установив,
что все биологич. формы жизни зиждутся на взаимной помощи и поддержке,
К. перенёс это положение и на обществ. жизнь. Наряду с этим К. признавал,
что как биологич., так и социальная жизнь проникнуты началом борьбы. Но
социальная борьба плодотворна и прогрессивна тогда, когда она, уничтожая
старые формы, помогает возникновению новых, основанных на принципах свободы,
справедливости и солидарности. Прогрессивна борьба трудящихся против эксплуататоров,
но она, по мнению К., не должна превращаться в борьбу за власть, к-рая
якобы неизбежно вырождается в произвол и деспотизм. Сформулированный К.
закон взаимной помощи и солидарности лёг в основу его этич. учения. Основы
человеческой нравственности он видел в солидарности, справедливости и самопожертвовании,
а истоки их - в инстинкте взаимопомощи, к-рый человек перенял из мира животных.
В противовес анархич. индивидуализму, К. стремился построить реалистич.
этику ("физику нравов").


В 1900-09 К. входил в заграничные орг-ции
рус. анархистов, участвовал в издании пропагандистских брошюр для России,
сотрудничал в анархистских изданиях "Хлеб и воля" (1903-06, 1909) и "Листок
„Хлеб и Воля"" (1906-07). В годы Революции 1905-07 выступал в её поддержку,
против карательной политики царизма. В 1907 в числе немногих рус. эмигрантов
был гостем 5-го (Лондонского) съезда РСДРП. В историч. исследовании "Великая
французская революция 1789-1793" (1909, рус. пер. 1914), явившемся итогом
25-летней работы и получившем впоследствии высокую оценку В. И. Ленина,
К. первым показал роль парижских секций и крест. движения в революции.
В годы 1-й мировой войны 1914-18 К. занимал оборонческую позицию, резко
осуждённую Лениным. В июне 1917 возвратился в Россию, в авг. выступил на
Гос. совещании в Москве с призывом к "социальному миру".


Оставаясь противником гос. власти,
К. признал междунар. значение Окт. революции и высоко оценил роль Советов.
С 1918 К. жил в Дмитрове. В 1919-20 встречался с Лениным. Летом 1920 обратился
к междунар. пролетариату с призывом "заставить свои правительства отказаться
от мысли о вооружённом вмешательстве в дела России".


В рус. революц. движении анархич. идеи
К. не сыграли значит. роли. Известное распространение они имели в странах
Зап. Европы (Испания, Италия, Швейцария, отчасти Франция), в Латинской
Америке, Индии.


Как учёный-естествоиспытатель К. известен
своими работами в области географии и геологии. В годы службы в Сибири
К. начал разработку схемы её орографии ("Общий очерк орографии Вост. Сибири",
"Записки РГО по общей географии", т. 5, 1875) и впервые обнаружил следы
древнего оледенения и вулканизма в Вост. Саяне. С 1868 К., став секретарём
отд. физич. географии Рус. геогр. об-ва, работал над проблемой освоения
сев. морей и теоретически обосновал существование в Сев. Ледовитом ок.
суши ("Доклад комиссии по снаряжению в северные моря", 1871), открытой
два года спустя иполучившей назв. Земли Франца-Иосифа. В 1871 исследовал
ледниковые отложения в Финляндии и Швеции. В работе "Исследования о ледниковом
периоде" (т. 1, 1876; т. 2 не изд.) привёл доказательства широкого распространения
в антропогеновое время материкового оледенения на территориях Европы, Азии
и Северной Америки. К. показал, что многие рыхлые отложения (валуны, пески
и др.) и ряд форм ледникового рельефа (морены, озы и др.) возникли в результате
существования и деятельности мощного ледяного покрова и талых вод. Эти
взгляды полностью подтвердились дальнейшими исследованиями (см. Ледниковая
теория).
За границей К. сотрудничал с Элизе Реклю в подготовке издания
"Земля и люди. Всеобщая география". Участвовал в работе Лондонского географич.
об-ва, писал статьи по географии России для "Британской энциклопедии" (9-11
изд., 1875- 1911), был сотрудником (1883-1917) журн. "The Nineteenth Century
and after XIX-XX", в к-ром сменив Т. Гексли, вёл науч. обозрение (1892-1901).
В 1893 К. избран чл. "Британской науч. ассоциации". В 1897, побывав в Канаде,
высказал мысль о геологич. родстве Канады и Сибири. В 1903-04 выдвинул
гипотезу о "высыхании европейско-азиат-ского материка" в послеледниковое
время, к-рое подразделял на "озёрный период" и"период высыхания" ("The
Desiccation of Eur.-Asia", "Geographical Journal", 1904, v. 23, № 6); эта
гипотеза вызвала, однако, возражения со стороны ряда учёных (Л. С. Берг
и др.).


Именем К. названы: хребет в Патом-ском
нагорье, хребет и вулкан в Вост. Саяне, гора в Олёкминском Становике,


город в Краснодарском крае, посёлок
гор. типа в Иркутской обл.


С о ч.: Собр. соч., т. 1, 4, 5. 7,
СПБ, 1906 - 1907; Собр. соч., т. 1-2, М., 1918 -19; Дневник, М.-П., 1923;
Переписка Петра и Александра Кропоткиных, т. 1 - 2, М.- Л., 1832 - 33;
Записки революционера, М., 1966.


Лит.: Ленин В. И., Полн. собр.
соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2); Б о н ч-Бруевич В. Д., Памяти
Кропоткина. Встреча В. И. Ленина с П. А. Кропоткиным, Избр. соч., т. 3,
М., 1963; Блюм Р. Н., Взгляды П. А. Кропоткина на революцию, "Уч. записки
Тартуского ун-та", 1969, в. 241; Старостин Е. В., О встречах В. И. Ленина
и П. А. Кропоткина, "Археографический ежегодник за 1968 г.", М., 1970;
А н и-симов С. С., Путешествия П. А. Кропоткина, М.- Л., 1943; Соколов
Н. Н., П. А. Кропоткин как географ, "Труды ин-та истории естествознания
АН СССР", т. 4, М., 1952; Пирумова Н. М., П. А. Кропоткин, М., 1972 (библ.).
Н.М.Пирумова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я