КРОЧЕ
(Сгосе) Бенедетто (25.
2. 1866, Пескассероли, близ г. Л' Акуила, - 20. 11. 1952, Неаполь), итальянский
философ-идеалист, историк, литературовед, критик, публицист, политич. деятель.
Представитель неогегельянства. В 1902- 1920 проф. в Неаполе. В 1903
вместе с Дж. Джентиле начал издание журн. "Critica", к-рый в дальнейшем
превратился в орган, содержавший почти исключительно собств. статьи и рецензии
К. (с 1944 выходил непериодически как "Quaderni della critica"). К. был
крупнейшим представителем итал. либерализма. С 1910 сенатор; в 1920-21
мин. просвещения. Спиходом к власти Муссолини и в период немецкой оккупации
Италии противник фаш. режима. В 1943-47 возглалял воссозданную им
либеральную партию.
Мировоззрение К. сформировалось под
влиянием школы неаполитанского гегельянства (Б. Спавента, Ф. Де
Санк-тис). Благодаря А. Лабриоле, лекции к-рого слушал К., он
познакомился с марксизмом, однако при наличии интереса к марксистской философии
и социологии ("Исторический материализм и марксистская экономика", 1901)
оставался противником марксизма. Сыграл видную роль в борьбе с позитивизмом
в Италии. Становлению собств. учения К. во многом способствовало изучение
философии Дж. Вико. К. определяет свою философию как "абсолютный
идеализм". Дух проявляется в теоретической (логич. и эстетической) и практической
(этической и экономической) формах. При этом логическое и этическое направлены
на всеобщее, эстетическое и экономическое - на частное. Соответственно
философия делится К. на четыре сферы: эстетику, логику, философию экономики
и этику. Связь форм духа описывается К. по принципу т. н. диалектики единства
и различия понятий, которой он заменяет гегелевский принцип противоречия.
Формы эти связаны попарно в диады, причём первая ступень - эстетич. интуиция
- автономна по отношению ко второй - логич. понятию (момент различия),
тогда как вторая ступень предполагает первую (момент единства). Ведущую
роль в процессе познания К. отводит интуиции, к-рая, в отличие от логич.
мышления, постигает мир в его конкретности, неповторимой индивидуальности.
Своё развёрнутое воплощение интуиция получает в бесконечном многообразии
произведений иск-ва. Поэтому философия интуиции есть эстетика, к-рую К.
определял как "науку о выражении", отождествляя её с "общей лингвистикой".
Сущность поэзии К. видел в "чистой", или "лирической", интуиции, свободной
от логич. или моральных заданий; отсюда поэзию, как незаинтересованное
созерцание, К. противопоставляет "прозе", "литературе", выражающей моральные,
интеллектуальные и т. п. культурные ценности.
Т. к. дух у К. историчен по своей природе,
философия является по существу философией истории, равно как историч. наука,
со своей стороны, есть также и философия, поскольку в частном историк познаёт
универсальное и осмысляет прошлое, исходя всегда из настоящего. К. явился
основоположником влиятельной "этико-политической" школы в итал. историографии,
будучи одним из крупнейших итал. историков 20 в., автором мно-гочисл. работ
по истории культуры, иск-ва, обществ. жизни и т. д., в т. ч. по истории
Италии с 1871 по 1915 и по истории Европы 19 в.
Эстетич. идеи К. получили наибольшую
известность за пределами Италии и оказали значит. влияние на развитие литературоведения
и языкознания (т. н. идеалистич. школа в филологии К. Фос-слера, Л.
Шпитцера
и
др.). К. оказал очень большое воздействие на все сферы гуманитарного знания
в Италии в первые десятилетия 20 в. Влияние его стало падать в 1940-х гг.,
в частности благодаря работам итал. марксистов (А.
Грамши и др.),
подвергших критике идеалистич. концепции К. и его учеников. Портрет стр.
483.
С о ч.: Filosofia dello spirito, v.
1-4, Bari, 1927 - 32; Saggi filosofici, v. 1 - 14, Bari, 1922-52: Scritti
di storia letteraria e politica, v. 1-44, Bari, 1911-54; Scritti varii,
v. 1 - 12, Bari, 1927-63; Epistolario, v. 1-2, Napoli, 1967-69; в рус.
пер.- Исторический материализм и марксистская экономия, СПБ, 1902; Эстетика
как наука о выражении и как общая лингвистика, ч. 1, М., 1920.
Лит.: Аббате М., Философия Б.
Кро-че и кризис итальянского общества, М., 1959; Гарин Э., Хроника итальянской
философии 20 в., пер. с итал., М., 1965; Грамши А., О литературе и искусстве,
М., 1967; Топуридзе Е. М., Эстетика Б. Кроче, Тб., 1967; Эфиров С. А.,
Итальянская буржуазная философия 20 в., М., 1968, гл. 2; Gramsсi А., П
materia-lismo storico е la filosofia di В. Сгосе, 2 ed., Torino, 1949;
Cione E., B. Croce, 2 ed.. Mil., 1953; его же, Bibliografia crociana, [Monza],
1956; О 1 В i a t i F., B. Croce e lo storicismo. Mil., 1953; Agazzi E.,
Il gi-ovane Croce e il marxismo, Torino, 1962; Nicolini F.. B. Croce, Torino,
1962; Bausola A., Filosofia e storia nel pensiero crociano, Мil 1965; его
же, Etica e politica nel pensiero di B. Croce, Mil., 1966; Cinquant' anni
di vita intellettuale italiana, 2 ed., v. 1-2, Napoli, 1966. Н. В. Котрелев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я