КРУЖЕВО

КРУЖЕВО текстильное изделие
без тканой основы, в к-ром ажурный орнамент и изображения образуются в
результате переплетения нитей (шёлковых, хл.-бум., шерстяных, металлич.
и др.). К. применяется для отделки одежды, белья в виде окаймления (мерные
К.; полосы-прошивки, зубчатые бордюры) или вставок (штучные К.; треугольники,
квадраты, овалы), а также для изготовления дорожек, салфеток, покрывал
(штучные К.). Гл. особенности К. как вида декоративно-прикладного иск-ва
- воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Для К. характерно слияние
ажурных узоров и грунта (сетка фона) или контрасты плотного узора (порой
рельефного) и ажурного грунта, разнообразие ритмич. построения узора, выявление
цвета, блеска, фактуры нитей. Часто выразительность К. подчёркивается цветом
и фактурой ткани, с к-рой К. сочетается. По технике исполнения К. бывает
ручное и машинное.


Ручное К. плетётся на коклюшках (точёные
или резные деревянные палочки), шьётся иглой. Существует также вязаное
К., выполненное крючком или на спицах и имитирующее плетёное и шитое К.
Плетёное К. подразделяется на численное и сколочное. Численное К. выполняется
по числу переплетений без предварит. рисунка. Для него характерны геом.
узоры. Сколочное К. ("парное" и чсцепное") делается по "сколку" - рисунку,
наколотому на картон или плотную бумагу, к-рые закреплены на валике. По
точкам узора вкалываются булавки, к-рые оплетаются нитями, образующими
К. В "парном" К. узор и фон плетутся одновременно. В "сцепном" К. осн.
элементы узора выполняются в виде тесёмки (т. н. вилюшки) и соединяются
между собой (с помощью крючка) нитями ("сцепками" или "решётками"). В "парном"
К. преобладают геом. узоры, а в "сцепном" - растительные.


К. появилось на рубеже 15-16 вв., по-видимому,
в Италии. Ранние шитые К. представляли собой полоску с зубцами, заполненную
геом. или растит. орнаментом, а также изображениями людей и животных. В
кон. 16 в. получил распространение (в Венеции, Милане, Генуе) гипюр, т.
е. К., в к-ром элементы шитого или плетёного узора соединены тонкими связками.
В сер. 17 в. узор шитых венецианских гипюров состоял из характерных для
барокко
динамичных
завитков и крупных цветов с рельефным контуром. В 18 в. Италия теряет своё
значение как ведущая страна по изготовлению К., на первое место выступают
Фландрия и Франция.


Во Фландрии произ-во К. развивалось
с кон. 16 в.: сначала шитых, с геом. узором, затем - плетёных. Особенно
славились тонкие плетёные К. типов "бенш", "валансьенн", "малин" (названия
по городам, в к-рых они производились), с орнаментом, образованным плотным
переплетением нитей, на фоне из узорных сеток. В нач. 18 в. стали изготовлять
лёгкое и воздушное тюлевое К. (см. Тюль), в орнаменте к-рого использовались
мотивы рококо: гирлянды, завитки и т. д. Крупнейшим центром кружевоплетения
стал Брюссель. С сер. 18 в. здесь делали аппликацию по тюлю. Способ изготовления
такого К. ускорил, удешевил произ-во и создал условия для появления крупных
изделий - шалей, пелерин и т. д.


Во Франции произ-во К. развивалось
с сер. 17 в. Шитый гипюр с: изящным узором (мелкие растит. побеги, фигурки
людей, амуров и др.) изготовлялся в Алансоне, Аржантане, Седане. В 18 в.
в тех же центрах производили шитое по тюлю К. с узором в виде букетов,
гирлянд и завитков. В кон. 18 - нач. 19 вв. орнамент тюлевого К. располагался
по краю, а на остальной части фона помещались мелкие цветочки или т. н.
мушки. В городах Кан, Шантийи, Байё, Ле-Пюи производились и плетёные тюлевые
К. типов "блонды" (из золотистого и чёрного несучёного шёлка) и "шантийи"
(из белого и чёрного кручёного шёлка).


В России первые сведения о произ-ве
в царских мастерских плетёных К. в виде прошивок из золотых и серебряных
нитей с характерным крупным плоскостным узором относятся к 1-й четв. 17
в. Введение в 18 в. общеевроп. костюма способствовало дальнейшему распространению
произ-ва К. в монастырях и помещичьих усадьбах. Художеств, эффект рус.
К. 18 в. с геом. и растит. узорами (нередко близкими орнаменту крестьянской
вышивки и тканья) заключался в живописности, достигаемой применением различных
материалов: белого льна, цветного шёлка, золотой и серебряной нити. Однако,
помимо общих черт, в рус. К. 18 в. наблюдаются и особенности, характерные
для отдельных художеств. центров: Галича (ныне Костромской обл.), Ростова,
Вологды, Балахны, Калягина, Торжка, Рязани и др. В 1-й четв. 19 в. произ-во
К. начинает принимать форму промысла. В сов. время (20-е гг.) организована
промысловая кооперация, объединившая кружевниц в осн. центрах кружевоплетения,
созданы курсы и художеств.-проф. школы. В сов. К., развивающем богатые
художеств. традиции рус. К., используются рус. типы узоров, а также новые
орнаментальные мотивы. См. также статьи Елецкое кружево, Вологодское
кружево. Н.Ю.Бирюкова.



С 19 в. получает распространение
дешёвое машинное К., подражающее образцам ручных К. Первые попытки механизировать
произ-во грунта сделаны в 1768, когда на трикотажной (чулочной) машине
изготовили сетку, похожую на фон К. В 1809 английский конструктор Джон
Хеккот изобрёл тюлевую челночную машину. Постепенно машинное произ-во получило
распространение, т. к. вышивание рисунка на готовой сетке занимало сравнительно
немного времени и не было таким трудоёмким процессом, как изготовление
грунта. С 1863, после изобретения в Швейцарии вышивальной машины, начали
применять машинный способ нанесения рисунка на тюлевую сетку. Одновременно
стали нашивать на тюлевое полотно аппликации из тонкого батиста. В 1834
удалось установить жаккардовый аппарат (см. Жаккарда машина) на
тюлевую машину. С этого времени грунт и рисунок (т. е. К. в целом) вырабатывается
машинным способом. В 1837 тюлевые машины были впервые завезены в Россию
(в Петербург), где было организовано гардинное произ-во.


Машинное К. вырабатывается на плетельных
машинах с жаккардовым аппаратом, челночных кружевных машинах, на вышивальных
машинах
и основовя-зальных машинах.


На челночных машинах К. образуются
за счёт перевива двух систем нитей: основной и уточной (челночной). При
взаимодействии челнока и бёрда во взаимно перпендикулярных плоскостях
происходит кручение (обвивка) нитей с последующим связыванием между собою
узлами. На этих машинах вырабатываются только хл.-бум. К. Однако тяжёлые
условия труда (смазка рабочих органов машины графитом) при выработке челночных
К., а также невозможность вырабатывать их из хим. волокон заставили искать
новые способы произ-ва К. В дальнейшем К. стали изготовлять способом вязания.
Он в несколько раз производительнее челночного и не требует графитной смазки.
Фон (сетка-грунт) К., полученных на челночных машинах, имеет ромбовидную
структуру, а на основовязальных - прямоугольную. К. с ромбовидной структурой
сетки без к.-л. рисунка носит название "гладкий тюль". К. с рисунком, имитирующим
рисунок К. с челночных машин, вырабатывают на рашель-маши-нах с узорообразующими
гребёнками. Созданы машины с 12, 18, 24, 30, 36, 42 и 48 гребёнками. Рабочая
ширина основовязальных машин до 4000 мм. Одновременно вырабатывают
несколько десятков полос К., к-рые снимаются в виде сплошного полотна,
а затем разрезаются или распускаются на отдельные полосы.

М. И. Петров.


Илл. см. на вклейке, табл. XXII, XXIII
(стр. 544-545).


Лит.: Работнова И. П., Русское
народное кружево, М., 1956; Бирюкова Н. Ю., Западноевропейское кружево
16 - 19 вв., в собрании Эрмитажа, Л., 1959.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я