КРЫЛО

КРЫЛО летательного аппарата,
часть летательного аппарата (самолёта, планёра, крылатой ракеты и др.),
создающая гл. обр. подъёмную силу при полёте в атмосфере. К. различают
по трём проекциям (видам): в плане (прямоугольное, треугольное, трапециевидное
и др.), сбоку (по типу профиля, рис. 1). спереди (V-, W-, М-образные, с
отогнутыми концами, криволинейные н др.). Основу конструкции симметрично
расположенных обеих частей К. составляют продольный и поперечный наборы
элементов (лонжероны, стрингеры и нервюры), на которых закрепляются
стыковые узлы и обшивка (рис. 2). На передней кромке К., если это требуется,
устанавливаются предкрылки и отклоняемые носки, на задней - элероны,
закрылки, триммеры
(см. Механизация крыла). Внутри К. обычно
размещают баки с горючим, колёса шасси, проводку управления подвижными
аэро-динамич. поверхностями, системы обогрева и охлаждения, различное оборудование
и иногда - двигатели и вооружение. В полёте и при посадке К. работает как
пустотелая балка, способная воспринимать воздушные и инерционные нагрузки
любого направления.


К. дозвуковых летат. аппаратов изготовляются
из дуралюмина, высокопрочной стали, титановых, магниевых и бе-риллиевых
сплавов, композиционных материалов, армированных пластиков и др. У лёгких
самолётов и планеров применяют в основном дерево, фанеру и полотно. Для
К. сверхзвуковых, гиперзвуковых и космич. аппаратов, сильно нагревающихся
при полёте в атмосфере, применяются теплостойкие сплавы ванадия, тантала,
вольфрама и др. тугоплавких металлов, а также теплозащитные покрытия и
теплоизолирующие материалы. Степень совершенства К. оценивается по многим
параметрам. Основные из них: аэродинамич. свойства (см. Аэродинамика),
относительная
масса, жёсткости на кручение и на изгиб, тех-нологич. и эксплуатац. качества,
стоимость изготовления.


Лит. см. при ст. Аэродинамика.

С. Я. Макаров.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я