КРЫЛЬЧАТЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ
судовой
движитель с вертикальными поворотными крылообразными лопастями, к-рые
расположены на равных угловых расстояниях по окружности ротора, вращающегося
относительно вертикальной оси. Ротор, приводимый во вращение от гл. двигателя
через редуктор, устанавливается внутри корпуса заподлицо с наружной обшивкой;
в воде же находятся только лопасти, выступающие ниже днища судна. К. д.
имеет 3-7 лопастей; последние при вращении ротора поворачиваются относительно
своих продольных осей, благодаря чему на каждой лопасти, как на крыле,
создаётся сила упора, направленная в сторону движения судна. Сила упора
регулируется изменением углов установки лопастей. К. д. может создавать
силу упора в любом направлении, что позволяет поворачивать судно без помощи
руля как при движении вперёд или назад, так и без хода. Манёвры судна производятся
без изменения направления и скорости вращения ротора, управление К.д. -
с ходового мостика судна. К. д. применяется как гл. движитель на судах,
к манёвренным качествам к-рых предъявляются повышенные требования (портовые
буксиры, тральщики, плавучие краны, паромы и др.), а также как вспомо-гат.
подруливающее устройство крупных судов.
Лит.: Б а с н н А. М., Ходкость
и управляемость судов, ч. 2, М., 1964.
М.А.Гречин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я