КУКРЫНИКСЫ
(псевдоним по первым
слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев:
Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21). 10. 1903, Тетюши, ныне Тэт. АССР],
Крылов Порфирий Никитич [D. 9(22). 8.1902, дер. Щелкуново, ныне Тульской
обл.], Соколов Николай Александрович [р. 8(21)7.1903, Москва]. Учились
в моск. Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действит. члены АХ СССР
(1947), нар. художники СССР (1958). Как художники-сатирики К. заняли ведущее
место в сов. иск-ве и получили всемирную известность. Совместно работая
с 1924, К. первоначально исполняли преим. карикатуры на темы из лит. жизни.
Огромные возможности са-тирич. таланта К. оценил М. Горький, к-рый при
встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как
внутри страны, так и за её пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах
("Правда", "Крокодил" и др.), К. выработали в тесном сотрудничестве с журналистами
новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным
решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: "Транспорт",
тушь, 1933-34; "О дряни",тушь, гуашь и др., 1959-60). Большую роль в патриотическом
воспитании сов. людей сыграли карикатуры, плакаты и "Окна ТАСС", созданные
К. в годы Великой Отечеств. войны 1941-45, сочетающие в символически -
обобщённых образах убийственный сарказм и героику ("Беспощадно разгромим
и уничтожим врага!", 1941; илл. см. т. 7, табл. XXII, стр. 288-289). Значит.
политич. силой обладает и послевоенная сатира К., бичующая поджигателей
войны, врагов мира и социализма ("Поджидатели войны", тушь, 1953-57). За
политич. карикатуры и плакаты К. удостоены Гос. пр. СССР (тушь, 1939),
"Дама с собачкой" и др. произв. Чехова (1940-46; Гос. пр. СССР, 1947),
"Жизнь Клима Самгина" (1933; илл. см. т. 7, стр. 139), "Фома Гордеев" (1948-49;
Гос. пр. СССР, 1950) и "Мать" (1950; Гос. пр. СССР, 1951; илл. см. т. 7,
стр. 138) М. Горького, "Дон Кихот" Сервантеса (1949-52) - все чёрная акварель.
В станковой живописи К. также ставят
перед собой задачи большого политич. звучания, творчески развивая традиции
рус. реалистич. иск-ва и используя иногда отд. приёмы своей сатирич. графики.
Они обращаются к ист. сюжетам (серия "Старые хозяева", 1936-37, Третьяков,
гал.), обличают фашизм ["Бегство фашистов из Новгорода", 1944-46, Русский
музей, Ленинград; "Конец", 1947-48, Гос. пр. СССР, 1949; "Обвинение(Военные
преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)", 1967; обе-в Третьяковской
гал.], значит. место отводя и теме героизма сов. людей во время Великой
Отечеств, войны ("Таня", 1942-47, Третьяковская гал.). Уникален рабочий
метод К.: мастера добиваются единого, "кукры-никсовского" почерка, объединяя
личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают
как портретисты и пейзажисты. Награждены орденами Ленина, Отечеств. войны
1-й степени и медалями. В 1972 П. Н. Крылову, а в 1973 Н. А. Соколову присвоено
звание Героя Социалистического Труда.
Илл. см. также т. 11, табл. XLIV (стр.
433).
Лит.: Горький М., Собр. соч.,
т. 26, М., 1953, с. 233-35; Демосфенова Г. Л., Кукрыниксы, М.. 1960; Соколова
Н. И., Кукрыниксы, М., 1962.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я