КУЛЬТ
религиозный (лат. cultus
- почитание, поклонение, от colo - возделываю, почитаю), религиозное почитание
к.-л. предметов, реальных или фантастич. существ, наделяемых сверхъ-естеств.
свойствами. В широком смысле - исторически сложившийся тип религ. отношений.
Составными элементами К. являются религ.-магич. действия (обряды, молитвы)
и относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и
пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями К. неразрывно
связаны более или менее расчленённые системы религ. верований, чувств,
а также соответствующих социальных ролей и отношений (жречество, церк.
организация). В более узком смысле под К. понимают только те религ. отношения,
к-рые связаны с верой в высшие, сверхъестеств. существа и направлены на
их умилостивление; в таком случае в понятие К. не включаются магические
(колдование) обряды (см. Магия) и обряды заклинания духов (экзоркизм).
Историч. формам религии соответствуют
и характерные для них типы культовых комплексов: тотемич. К., погребальный
К., промысловый К., родовые и семейные К., шаманский К., культ племенного
бога и др. Можно выделять виды К. по его объектам: К. солнца, К. неба,
К. воды, К. животных (зоолатрия), К. растений, К. огня, К. предков, К.
царя и т. д. Если для исторически ранних форм К. характерна непосредств.
связь с определ. сферами обществ. жизни (зем-ледельч. К., культ царской
власти), то более поздним религиям свойственно многообразие К., непосредственно
ориентированных на мифологич. объекты (К. богочеловека), жреч. функции
(К. первосвященника) или ритуализированные ценности (К. страдания). Направленность,
структура и значение К. существенно отличаются в различных историч. и региональных
типах религий. Косвенно, символически с ними связаны такие характерные
для ряда эстетич., этич. и филос. систем прошлого черты, как "К. силы",
"К. успеха", "К. человека", "К. разума" и др.
Первонач. формы К. несомненно представляли
собой непосредств. магич. действия; так, жесты адорации (воздевание рук,
поднятие глаз к небу и пр.) образовались, видимо, из простейших магич.
телодвижений. Первобытные колдовские пляски (охотничьи, военные и др.)
вошли впоследствии в состав К. многих религий; и в совр. Индии религ. пляски
в храмах служат обычной формой К. Молитвы - одно из важных проявлений К.-
развились из колдовских заклинаний - заговоров. Жертвоприношения, как один
из существ. элементов К., имеют более сложное происхождение. Они возникли
частью из первобытных охотничьих трапез, частью из обществ. запрета пользоваться
плодами до определ. момента, когда этот запрет в торжеств. форме снимался,
частью из суеверного обычая кормить покойников.
Употребление различных священных предметов
и изображений в К.- икон, церк. сосудов и др. утвари - восходит своими
истоками к фетишизму, когда люди приписывали неодушевлённым предметам
и изображениям сверхъес-теств. силу. Напр., в христианском или буддистском
К. разным материальным предметам приписывается таинств. сила (чудотворные
иконы, святые мощи, святая вода, нательный крест, реликвии и пр.).
Лит. см. при ст. Религия.
С. Л. Токарев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я