КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
направление
в искусствоведении, преим. в литературоведении, возникшее в сер. 19 в.
и разработавшее принцип историко-генетич. изучения лит-ры и иск-ва. Выдвинутый
в кон. 18 в. И. Гер-дером и отчасти воспринятый биографическим
методом, этот принцип наиболее полно обоснован в трудах И. Тэна
(Франция),
к-рый рассматривал художеств. произведение как выражение обществ, психологии
народа на определ. этапе его развития. "...Искусства появляются и исчезают
одновременно с определёнными течениями в области мысли и нравов, с которыми
они связаны" ("Философия искусства", М., 1933, с. 6). Особенности же этих
течений зависят от трёх осн. условий: "расы" (врождённый нац. "темперамент"),
"среды" (природа, климат, социальные обстоятельства) и данного исторического
"момента" (в т. ч. "традиции").
Осн. положения К.-и. ш. нашли развитие
и применение в трудах Ж. Бедье, Ф. Брюнетъера, Г. Лансона (Франция),
Г. Брандеса (Дания), В. Шерера, Г. Гет-нера (Германия), Менендеса-и-Пелайо,
Менендеса Пидаля (Испания), П. П. Пекарского, А. Н. Пыпина, Н.
С. Тихонра-еова (Россия) и др. Установление принципа зависимости
форм развития иск-ва от этапов обществ. развития позволило представителям
К.-и. ш. создать истории нац. (Тэн, Лансон) и европ. (Брандес) лит-р. Историко-лит.
труды содействовали становлению сравнительно-исторического литературоведения.
Благодаря
общетео-ретич. пафосу историчности и отсутствию эстетич. догматизма ("...
не навязывает правил, а констатирует законы" - там же, с. 8) школа сыграла
заметную роль в формировании науч. литературоведения. Объясняя же иск-во
как продукт обществ. развития и вместе с тем сближая его с иными формами
обществ. мысли, К.-и. ш. оставляла на втором плане специфического свойства
искусства - общечеловечность идей, индивидуальность восприятия мира художником,
свободу воображения и др.
Методологич. возможности К.-и. ш. ограничивались
влиянием философии позитивизма. Мн. учёные (Лансон, Пыпин) отказывались
искать среди факторов, обусловливающих генезис произведения, доминирующий
и признавали их равнозначными; осн. задачей для них становилось накопление
фактов, а не выработка целостных концепций; они нередко рассматривали произведение
лишь как историч. документ, материал для изучения психологии и материальной
культуры народа.
К неоспоримым заслугам К.-и. ш. марксистские
исследователи относят накопление представителями школы огромного историко-культурного
материала, выработку ими принципов текстологич. анализа, закладку основ
науч. источниковедения. Г.К.Косиков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я