КУНО
(Cuno) Вильгельм (2.7.1876,
Зуль,- 3.1.1933, Аумюле, близ Гамбурга), германский капиталист и политич.
деятель. Будучи видным чиновником казначейства, установил тесный контакте
магнатами капитала и в 1918 возглавил крупнейшую пароходную компанию ГАПАГ.
Был решительным противником выполнения Германией обязательств по Версальскому
мирному договору 1919. В ноябре 1922 сформировал пр-во, взявшее курс на
отказ от внесения платежей и выполнения поставок в счёт репараций. Воспользовавшись
этими действиями пр-ва К., Франция и Бельгия в янв. 1923 оккупировали Рурскую
область, что привело к тяжёлым экономпч. последствиям для трудящихся. Бурный
подъём массового революц. движения вызвал в авг. 1923 падение пр-ва К.
С 1926 К.- вновь генеральный директор ГАПАГ. В кон. 20 - нач. 30-х гг.
активно участвовал в действиях реакц. сил, направленных на ликвидацию бурж.-демокра-
тич. строя и подготовку передачи власти фашистам.
Лит.: Давидович Д. С., Революционный
кризис 1923 г. в Германии и Гамбургское восстание, М., 1963; Das Kabinett
Cuno, Boppard am Rhein, 1968.
KУHOB (Cunow) Генрих (11.4.1862,
Шверин,- 26.8.1936, Берлин), один из теоретиков герм, социал-демократии,
историк, социолог, этнограф, публицист. Род. в бедной семье рабочего сцены.
Был бухгалтером. Примкнув к с.-д. движению, сотрудничал в с.-д. прессе;
с 1902 чл. редколлегии "Форвертс" ("Vorwarts"). В годы 1-й мировой войны
1914-18 социал-шовинист, после войны оставался на крайне правых позициях
в социал-демократии. В 1917-23 редактор теоретич. журнала герм. с.-д. "Нойе
цайт" ("Die Neue Zeit") (сменил на этом посту центриста К. Каутского).
В 1919-30 проф. Берлинского ун-та, в 1919-24 директор Музея народоведения.
К.- автор многочисл., в основном компилятивных, работ по истории первобытного
общества, эклектически сочетавших нек-рые положения марксизма с теориями,
заимствованными из бурж. этнографии "экономич. направления". Работа К.
"Теологическая или этнологическая история религии?" была переработана И.
И. Скворцовым-Степановым и издана на рус. яз. под назв. "Происхождение
нашего бога" (1919, нов. изд. 1958). Общая концепция труда К., посвящённого
Великой франц. революции (вышел в свет в 1908, в рус. пер.- "Борьба классов
и партий в Великой французской революции 1789-1794 гг.", 3 изд., 1923),
направлена против бурж. либерализма. Вместе с тем эта работа даёт неправильную
оценку роли отдельных классов и партий и ряда проблем якобинской диктатуры.
В более поздних работах предпринял попытку прямой ревизии многих положений
марксизма. Социология в работах К. сближается с позитивистской эволюц.
теорией, соединённой с экономич. материализмом. Против учения марксизма-
ленинизма о пролетарской революции и диктатуре пролетариата направлен главный
философский труд К. "Марксова теория исторического процесса общества и
государства" (т. 1-2, 1920, рус. пер. 2-го тома 1930). В 4-томном исследовании
"История хозяйства" (1926-31, рус. пер. 1-го тома-"Хозяйство первобытных
и полукультурных народов", 1929) К. полностью игнорирует понятие социально-экономич.
формации. История в трактовке К.- это процесс постепенных социальных изменений,
в к-рых "политич. революции" будто бы не играют существ, роли.
Соч. в рус. пер.: Социология и этнология,
СПБ, 1905; О происхождении брака и семьи, М., 1923; Очерки по истории первобытной
культуры, ч. 1, Минск, 1923 (соавтор); Возникновение религии и веры в бога,
4 изд., М.-Л., 1925; Первобытный коммунизм, X., 1926.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я