КУРБЕ
(Courbet) Жан Дезире
Г ю с т а в (10.6.1819, Орнан, Франш-Конте,-31. 12.1877, Тур-де-Пейльц,
Швейцария), французский живописец. Сын богатого фермера. С 1837 посещал
рисовальную школу Ш. А. Флажуло в Безансоне. Систематич. художеств, образования
не получил. Живя с 1839 в Париже, писал с натуры в частных ателье. Испытал
влияние исп. и голл. живописи 17 в. Совершил поездки по Голландии (1847)
и Бельгии (1851). Революц. события 1848, свидетелем к-рых был К., во многом
предопределили демократич. направленность его творчества. Пройдя недолгий
этап близости к романтизму (серия автопортретов; "Влюблённые в деревне",
1844, Музей изящных иск-в, Лион), К. полемически противопоставляет ему
(как и академич. классицизму) иск-во нового типа, "позитивное" (выражение
К.), воссоздающее жизнь в её течении, утверждающее материальную значимость
мира и отрицающее художеств, ценность того, что нельзя воплотить ощутимо-предметно.
Стремление раскрыть значительность, поэзию повседневной жизни и природы
франц. провинции приводит К. к созданию монументальных, проникнутых реалистич.
пафосом полотен ("Послеобеденный отдых в Орнане", 1849, Музей изящных иск-в,
Лилль; "Похороны в Орнане", 1849, Лувр, Париж; "Деревенские барышни", 1851,
Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Композиции этого периода отличаются пространств,
ограниченностью, статичным равновесием форм, компактной группировкой или
вытянутым в виде фриза (как в "Похоронах в Орнане") расположением фигур,
мягким, приглушённым цветовым строем. Увлечение темой труда, понимаемого
как процесс не только изнуряющий, но и возвеличивающий человека, побуждает
К. искать образы героизированные, обобщённо-характерные и пластически выразительные
("Дробильщики камня", 1849, картина погибла, ранее -Картинная гал., Дрезден;
"Веяльщицы", 1854, илл. см. т. 9, табл. XVIII, стр. 192-193). С подчёркнутой
правдивостью изображает К. женщин из народа в •картине"Купалыцицы"(1853,
Музей Фабра, Монпелье), смело помещая обнажённые фигуры в реалистич. пейзаже.
Верный демократич. идеалам своей эпохи, К. придаёт социальной тематике
критич. заострённость, приближаясь к гротеску в картине "Возвращение кюре
с приходской конференции" (уничтожена, эскиз 1862 - Публичное художеств,
собр., Базель) и в серии антиклерикальных рисунков (1863). Принцип обществ,
значимости искусства, выдвинутый в совр. К. художеств, критике (П. Ж. Прудон,
Ж. Шанфлёри и др.), находит воплощение в его произведениях "Встреча" ("Здравствуйте,
господин Курбе!"; 1854, Музей Фабра, Монпелье), где передан момент встречи
гордо шествующего художника с меценатом А. Брюа, "Ателье" (1855, Лувр)
-дллегорич. композиции, в к-рой К. представил себя в окружении своих персонажей
и своих друзей, и в его теоретических выступлениях (декларация "Реализм",
1855; речь на съезде художников в Антверпене, 1861). Избрав гл. средством
живописного языка не локальный цвет, а тон, его градации, К. постепенно
уходит от сдержанной, порой суровой палитры 1840 - нач. 1850-х гг., высветляя
и обогащая её под влиянием работы на пленэре, добиваясь светонасыщенности
красок и одновременно выявляя фактуру мазка. Убедительная предметность,
осязаемость натуры типичны для пейзажей К., в к-рых особенно важна роль
цвета как организующего элемента картины ("Зимний пейзаж", 1867, Лувр;
"Хижина в горах", ок. 1874, Музей изобразит, иск-в им. А. С. Пушкина, Москва),
и для натюрмортов ?" Фрукты", 1871, Гал. Танхаузер, Нью-Йорк). В поздних
фигурных композициях К. (гл. обр. ню и сцены охоты) появляются черты эротизма
и салонности ("Травля оленя", 1867, Метрополитен-музеи; "Источник", 1868,
Лувр). Активный участник Парижской Коммуны 1871, обвинённый в низвержении
Вандомской колонны и преследуемый реакц. правительством, в 1873 К. эмигрировал
в Швейцарию.
Илл. см. на вклейке, табл. I (стр.
192- 193).
Лит.: Тихомиров А., Гюстав Курбе,
М., 1965; Гюстав Курбе. Письма, документы, воспоминания современников,
М., 1970; Zahar M., Courbet, P., 1950. В. А. Калмыков.
Г. Курбе. "Автопортрет с трубкой".
1846-47. Музей Фабра. Монпелье.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я