КУРДЫ

КУРДЫ (самоназвание - курд,
к у рм а н д ж), один из древних народов Передней Азии. Их этногенез и
история изучены недостаточно. Живут гл. обр. в Иране, Турции, Ираке, Сирии
(на терр. Курдистана) и нек-рых др. странах. Общая численность (на 1971),
по различным приблизит, оценкам, от 7,5 до 12 млн. чел. Говорят на курдском
языке. Верующие - мусульмане-сунниты, меньше - шииты, часть принадлежит
к сектам езидов, али-илахи (или ахл-и хакк) и др. Существовавшие в 14-18
вв. на терр. Курдистана союзы курдских племён и феод, княжества находились
в номинальной зависимости от правивших в Иране и Османском гос-ве династий.
Попытки правящих кругов этих гос-в, а после окончат, распада Османской
империи в 1918- Турции, Ирака, лишить К. всех прав, ассимилировать их приводили
к многочисленным восстаниям. Особенно усилилась борьба К. после 2-й мировой
войны 1941-45 (в Ираке, напр., в 1970 было признано право К. на нац. автономию;
см. Ирак, Исторический очерк). Для обществ, отношений К. характерно разложение
феод, отношений и становление капиталистических. Зарождаются рабочий класс
(в нефтяной пром-сти, на транспорте и др.) и буржуазия. Вместе с тем у
отд. групп К. ещё сохраняются пережитки родо-плем. отношений. Осн. занятия
К. - земледелие (зерновые культуры, садоводство, табаководство) и полукочевое
скотоводство. Развиты ремёсла. К. создали богатую и своеобразную культуру
- фольклор, лит-ру, иск-во.


В 19 в., согласно условиям Гюлистанского
мирного договора 1813 и Туркманчайского договора 1S28, и Берлинского конгресса
1878, часть К. перешла в подданство России. В СССР К. живут преим. в Закавказье
и частично в Ср. Азии и Казахстане (89тыс. чел.,1970, перепись). Они получили
широкие возможности для всестороннего развития нац. культуры; вместе с
др. народами СССР К. активно участвуют в коммунистич. строительстве. Заняты
гл. обр. в с. х-ве, часть работает в пром-сти, сложилась нац. интеллигенция.
На языке К. издаётся различная литература, в Армении - газета "Риа Таза"
и ведутся радиопередачи. Имеются науч. центры (Ленинград, Ереван и др.),
изучающие историю и культуру К.


Литература. История литературы изучена
недостаточно, многие памятники не исследованы. Нет ещё точной датировки
творчества нек-рых поэтов средневековья. Средневековая лит-ра (11-18вв.)
развивалась на диалекте курманджи в р-не курд. феод, княжеств Бохтан, Хакяри,
Бахдианан, Битлис (Турецкий Курдистан). Курдский фольклор богат, жанрово
разнообразен и поэтичен. Письменная лит-pa постоянно черпала из сокровищницы
нар. творчества.


Один из наиболее ранних курдских
поэтов - Али Харири (ок. 11 в.), автор дивана лирич. стихов, написаных
живым, нар. языком. Перу Али Термуки (Теремахи, 10-11 вв.)приписывают поэмы
"Единственное слово", "Сыновья отчизны", "Поистине жизнь - это сон" и "Рубиновое
ожерелье". Большой диван лирич. стихов оставил Мелае Джизри (12 вв.), поэт-суфий
(см. Суфизм), сочетавший метры аруза с формами нар. курд, поэзии. В 15
в. появилась городская литература. До нас дошла лишь поэма "Продавец корзин",
приписывавмая Мела Бате (1417-94). Поэма, в основу которой положено фольклорное
сказание, содержит ноты протеста против социального угнетения. Легендарным
стало имя нар. певца, поэта-философа и лирика Факи Тейрана (14 или 16 в.).
Цикл "Факие Тейра", включавший первоначально только его стихи, позднее
оброс подражаниями и стихами о поэте - нар. заступнике, борце за счастье
народа. Селим Слеман (16 в.) - автор курдской национально самобытной версии
поэмы "Юсуф и Зулейха". С именем поэта Ахмеди Хани(17 в.) связаны появление
просветительских идей, стремление отразить реальную действительность. Ему
принадлежит поэма "Мам и Зин", поэтический арабско-курдский словарь "Ноубар".
Народная поэма "Крепость Дым- дым"- одно из произв. курдского фольклора
на тему о народе - борце за независимость.


К нач. 17 в. в Иранском Курдистане
при дворе правителей курд, княжества Ардалан возникает другой лит. центр,
объединявший поэтов, писавших на диалекте гурани. Наиболее выдающиеся из
них: Шейх Ахмед Тахти (1640-?), Мустафа Бесарани (1641-1702), Мела Тахир
Авромани и Мухаммед Кули Слеман. Творчество этих поэтов носит преим. суфийский
характер. В кон. 18 - нач. 19 вв. наблюдался упадок курдской лит-ры; она
порвала с нар. традициями и стала достоянием узкого круга придворных поэтов-суфиев.
Лит. центр переместился в Сев. Ирак, лит. языком стал юж. диалект (сорани,
мукри). В лит-ре этого периода сосуществовали направления религ.-мистическое,
лирическое и патриотическое; последнее получило развитие в совр. демократич.
поэзии. Выдающимися поэтами этого направления были Нали (1797-1855), Курди
(1809-49), Селим (1800-66) и Хаджи Кадыр Койи (1815-92)- участник и певец
восстаний К., основоположник демократич. курд, поэзии. В его стихах звучит
призыв к нац. самосознанию, объединению К. и нац.-освободит, борьбе. В
нач. 20-х гг. 20 в. формируется новейшая курдская лит-pa, связанная с нац.-освободит,
борьбой К. Призыв к борьбе против нац. угнетения звучит в стихах Ахмеда
Мухтар-бека (1897-1935), Тахир-бека (1875- 1917), Ахмед-бека Хамди (1876-1936),
Зивера (1875-1948), Пире Мерда (1867- 1950) и Фаика Бекаса (1905-48).


Большое влияние на совр. курдскую
лит-ру оказала Великая Окт. социалистич. революция и сов. поэзия. Из совр.
поэтов - борцов за гражд. и нац. права, мир и демократию наиболее известны
Шехмус Джегархун (р. 1903), Абдаллах Слеман Горан (1904-62), Осман Сабри
(р. 1906), Кадрыджан Хажар (р. 1920), Дылзар (р. 1928). В 40-60-е гг. происходит
становление художеств, прозы в творчестве писателей-реалистов Шакира Фаттаха,
Ибрахима Ахмеда (р. 1912), Мухаммеда Амина (р. 1921), Маруфа Барзынджи
(р. 1921). Курдская лит-pa в СССР возникла после Октябрьской революции
1917. Осн. центр её - Арм.ССР. В 1931 вышла на рус. яз. автобиографич.
повесть Араба Шамилрва (р. 1897) "Курдский пастух" (в 1935 на курд, яз.);
он также автор романов "Рассвет" (1958), "Счастливая жизнь" (1959) и др.


В 30-е гг. появились коллективные
сб-ки "Первые произведения" (1932), "Курдские писатели" (1934), "Третья
книга" (1935). В 1935 опубл. самостоят, книги мн. писателей: сб. стихов
Аминэ Авдала (1906-64)"Весна", Вазирэ Надри (1911-46) "Нубар", Отарэ Шаро
"Первое сияние" и др. В довоен. годы выступили со своими рассказами Аджиэ
Джинди (р. 1908) и Джардоэ Генджо (1904-45). Произв. курд, писателей, опубл.
в годы Великой Отечеств, войны 1941-45, проникнуты сов. патриотизмом, верой
в победу над врагом: поэмы "Надо и Гулизар" Надри, "Бако" Авдала, "Тайяр"
Качахэ Мурада (р. 1914) и др. В послевоен. годы сов. курдская лит-pa достигла
серьёзных успехов в поэзии: сб-ки "Курдские поэмы" (1955), "Родной источник"
(1957), "Мои дни" (1960) Джасмэ Джалила (p. 190V3); сб-ки "Стихи" (1957),
"Два мира" (1963) Шаро; сб. "Стихи и поэмы" (1963) Авдала; сб-ки"Радуга"(1961),"Моя
мечта" (1963) Усвэ Бако (р. 1909) и др. Являясь неотъемлемой частью всей
сов. лит-ры, курдская лит-pa отражает нашу совр. действительность, курд.
сов. писатели создают и произв. о жизни курдов за рубежом, об их нац.-освободит,
борьбе (поэма Бако "Сайд", 1954; повести Али Авдлрахмана, р. 1919; и др.).


Архитектура и декоративно-прикладное
искусство. Летнее жилище К.-кочевников - шатёр с основой из неск. рядов
жердей, покрытой шерстяной материей. Зимним жилищем в горных районах Турции,
Ирана, Ирака (а раньше также и у закавказских К.) служат землянки (иногда
врытые в склон горы) или полуземлянки с куполообразным ступенчатым перекрытием,
имеющим свето-дымовое отверстие в центре. Балки перекрытия опираются на
столбы, подбалки нередко профилированы, иногда украшены орнаментальной
резьбой. В некоторых районах встречаются пещерные жилища. Жилища К.-земледельцев
в поселениях равнинных р-нов, а также К., живущих в городах, - глинобитные,
каменные, из необожжённого кирпича или из самана (в зависимости от р-на),
прямоугольные в плане, 1-2-этажные, о. ч. с плоской крышей. К жилому помещению
в сельских поселениях обычно примыкают хлев, конюшня, кладовая и др. хозяйств,
помещения. Сохранились нек-рые культовые памятники К.: храм (12 в.) в с.
Лалеш, близ Мосула (Ирак), прямоугольный в плане, с залом, разделённым
колоннами на 2 нефа; квадратные в плане купольные гробницы шейхов. Своеобразны
повсеместно встречающиеся намогильные памятники в виде обобщённо выполненных
фигур лошадей, баранов, львов и др. животных. До наст, времени дошли руины
древних крепостей в р-не Бане (Иран) - Пируз, Шива. В Сов. Союзе К. живут
в благоустроенных селениях, имеющих школы, больницы и т. п. Сооружаются
жилые дома гор. типа, нередко 2-этажные, из тёсаного камня, туфа, иногда
из кирпича-сырца.


У К. на протяжении веков развиты
нек-рые виды нар. декоративно-прикладного иск-ва - ковроткачество, гончарное
и ювелирное дело, гравировка на медной утвари, резьба по дереву, камню.
Особенно известны курдские ковры, яркие по цвету, с геом., а также растит,
орнаментом. Нередко в узорах ковров встречаются изображения павлина - религ,
символа езидов, рогов - символа скотоводства, паука - символа ковроделия,
Солнца. Ковры (ворсовые и безворсовые) обычно имеют узор из повторяющихся
крупных медальонов на центр, поле и орнаментальную кайму; распространены
также полосатые ковры типа паласов. Изготовляются кошмы с ввалянным геом.
орнаментом, узорные вязаные чулки и носки и тканые шерстяные изделия (женские
пояса, сумки). У К. Ирана, Турции, Ирака и др. распространено изготовление
гравированной медной посуды, оружия с насечкой золотом, чеканных с чернью
и зернью серебряных женских украшений, а также пряжек и блях для поясов
и конской сбруи. Из дерева выделывают трубки, портсигары, шахматы, скамеечки.
В ряде р-нов вышивают шёлковые сузани. Поли-зная и неполивная керамика
вырабатывается в р-нах Вана (Турция), Сенендеджа (Иран) и в сев. р-нах
Ирака.


Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957;
Вильчевский О., Курды. Введение в этническую историю курдского народа,
М. -Л., 1961; Никитин В., Курды, пер. с франц., М., 1964; Аристова Т. Ф.,
Курды Закавказья, М., 1966; Лазарев М. С., Курдский вопрос. (1891 - 1917),
М., 1972; Библиография по курдоведению (сост. Ж. С. Мусаэлян), М., 1963;
Аристова Т. Ф., Некоторые сюжетные мотивы орнамента курдских ковров, "Краткие
сообщения Института этнографии АН СССР", [т.] XXXII, М., 1959; е ё ж е.
Опыт сравнительного изучения материальной культуры курдов, "Советская этнография",
1970, №4; Л е Р х П.И., Исследования об иранских курдах и их предках северных
халдеях, кн. 1 - 3, СПБ, 1856 - 58; Вильчевский О., Библиографический обзор
зарубежных курдских печатных изданий в XX столетии, в кн.: Иранские языки,
[т. 1], М.-Л., 1945; Р уд е н к о М. Б., Описание курдских рукописей ленинградских
собраний, М.< 1961 её же, Курдская литература XVII в. "Народы Азии и
Африки", 1971, Mb 3; J а b a A., Recueil des notices et recits kourdes
St.-Petersbourg, 1860; , M i n о г s k у V. Kurdes, в кн.: Encyclopedic
de I'lslam, t. 2 P., 1927; В о i s Т., Coup d'oeil sur la litte rature
kurde, "Al-Machriq", 1955, mars-avril Hansen H. H., The Kurdish woman's
life Kbh., 1961.


Жилище курдов. 1. Дом в Ираке. 2.
Дом в Кубатлинском районе Азербайджанской ССР.


Современный курдский ковёр.


Курдское женское украшение.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я