КУРС СУДНА
угол между плоскостью
меридиана и диаметральной плоскостью судна, отсчитываемый в градусах от
сев. части меридиана по ходу часовой стрелки (от 0 до 360°). В эпоху парусного
флота К. с. отсчитывался в четвертях горизонта в градусах от N и S в обе
стороны до 90° (напр., NO 45°, SW 60°) или выражался в румбах. К с. определяется
на судне с помощью гироскопического или магнитного компаса. В силу присущих
этим приборам погрешностей, а для магнитного компаса и вследствие влияния
магнитного поля Земли направление компасного меридиана может отличаться
от географического, соответственно различают компасный курс, к-рого придерживается
судно, и истинный курс, прокладываемый на карте. Компасный курс рассчитывается
как алгебраич. разность истинного курса и общей поправки, вычисляемой по
составляющим её элементам или путём сравнения компасного и истинного пеленгов
к.-л. объектов (береговых ориентиров, небесных светил). Стабилизация судна
на заданном курсе может выполняться вручную либо автоматически с использованием
систем автоматич. регулирования (авторулевые). На парусных судах, кроме
обычного, применяется определение К. с. относительно ветра по углу между
направлением ветра и диаметральной плоскостью судна. В зависимости от значения
этого угла К. с._ получает различные наименования: бейдевинд, галфвинд,
бакштаг, фордевинд. Б. П. Хабур, А. А. Якушенков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я